Годовщина крушения теплохода «Булгария»: виновные наказаны, но боль в сердцах живет

В этот день шесть лет назад в Куйбышевском водохранилище в районе села Сюкеево Камско-Устьинского района произошло крушение теплохода. В момент катастрофы на борту находился 201 человек. Погибли 122
В этот день шесть лет назад в Куйбышевском водохранилище в районе села Сюкеево
Камско-Устьинского района произошло крушение теплохода. В момент катастрофы на
борту находился 201 человек. Погибли 122, в том числе 28 детей. Спасти удалось
79 человек. Вся страна помнит этот день, а близкие и родственники погибших не
могут смириться с произошедшим

В этот день шесть лет назад в Куйбышевском водохранилище в районе села Сюкеево Камско-Устьинского района произошло крушение теплохода. В момент катастрофы на борту находился 201 человек. Погибли 122, в том числе 28 детей. Спасти удалось 79 человек. Вся страна помнит этот день, а близкие и родственники погибших не могут смириться с произошедшим.


Светлана Буракова — Казань

На дно за секунды

Говоря о причинах той страшной трагедии, в своем отчете Ространснадзор сообщил, что в день крушения примерно в 12.25 из-за начавшегося ливня с грозой судно попало под поток сильного ветра. Одновременно теплоход совершал разворот, что спровоцировало крен. Иллюминаторы правого борта, которые не были закрыты экипажем перед отправлением, вошли в воду, через них буквально за минуту в отсеки судна поступило около 50 тонн воды. Чтобы выровнять положение и уменьшить воздействие ветра на левую сторону, капитан принял решение лечь курсом «на ветер». Крен увеличился, а вместе с ним и количество поступающей внутрь судна воды — 125 тонн в секунду. После полного погружения всех иллюминаторов и части главной палубы под воду произошло увеличение крена, судно полностью перевалилось на правый борт и затонуло.

foto_2

Прежде чем терпящим бедствие людям была оказана помощь, мимо проехали два судна — сухогруз «Арбат» и толкач «Дунайский 66». Лишь круизный теплоход «Арабелла» остановился возле плотов с пассажирами и экипажем. Уже на борту выжившим была оказана первая медицинская помощь, их накормили, дали сухую одежду. Впоследствии капитан «Арабеллы» Роман Лизалин был награжден государственными и ведомственными знаками отличия.

Операция по извлечению судна со дна Куйбышевского водохранилища и поиск тел погибших заняли несколько дней. В результате теплоход вытащили и отправили на ближайший завод в Куйбышевском затоне. По окончательным данным о погибших, из 201 человека, которые были на борту, спаслись 79, погибли 122 человека, в том числе 28 детей, гибель которых подтверждена. Среди погибших оказался капитан теплохода «Булгария» Александр Островский.

Судно — на распил, виновных — в тюрьму

Общественная палата России представила заключение общественного расследования 21 ноября 2011 года. Из этих материалов следует, что экипажем не были приняты необходимые меры для подготовки судна к выходу в рейс в соответствии с объявленным метеорологическим прогнозом для Куйбышевского водохранилища, в частности, экипаж «Булгарии» не обеспечил устойчивость судна, не закрыл иллюминаторы, в том числе аварийные, не устранил поломку левого главного двигателя, а также не подключил средства связи к аварийным источникам питания, управление судном осуществлялось без учета его реальной нагрузки. К слову, в ходе одного из допросов повар «Булгарии» Алина Руфиева также рассказала следователям, что в день трагедии многие члены экипажа выпивали, отмечая День рыбака.

Спустя 4,5 года после крушения теплохода появилась неофициальная информация о том, что судно-фантом, стоявшее все это время в застое, разобрали на части. Причем мнения о его судьбе ранее разделились: кто-то выступал за его утилизацию, а кто-то — за сохранность теплохода «как памятника человеческой халатности».

Владельцем теплохода являлось Камское речное пароходство, руководство которого к ответственности не привлекалось. Вину за гибель людей возложили в первую очередь на гендиректора ООО «АргоРечТур». Спустя три дня после крушения Светлана Инякина была арестована. Сейчас она отбывает наказание в виде 9,5 года заключения в колонии вместо ранее избранных 11 лет в связи с истечением срока давности по одной из статей.

Тогда же арестовали старшего эксперта Камского филиала Росречрегистра Якова Ивашова, который, по версии обвинения, выдал разрешение спустить судно на воду после ремонта, зная о его недостатках. Он был приговорен к 5,5 года заключения. В августе среди арестованных числились начальник Казанского линейного отдела Волжского управления Ространснадзора Ирек Тимергазиев и главный госинспектор Казанского линейного отдела Волжского управления Ространснадзора Владислав Семенов, обвиняемые в том, что они подписали акт предлицензионной проверки. Оба получили сроки 6 и 5 лет (соответственно) лишения свободы в колонии общего режима. Самым последним список обвиняемых пополнил старший помощник командира теплохода Рамиль Хаметов, осужденный на 6,5 года колонии общего режима.

Вечная память

После крушения теплохода «Булгария» многие жители Казани несколько дней подряд приходили в речной порт. Там соорудили народный мемориал из мягких игрушек, цветов и горящих свечей.

Спустя год на берегу Волги возле села Сюкеево Камско-Устьинского района напротив места, где затонул теплоход «Булгария», был открыт полноценный мемориал в память о жертвах трагедии. Комплекс включает в себя стену памяти и центральную площадь, а также часовню и мечеть. Стена памяти сделана из монолитного бетона, облицованного гранитом. На ней изображен затонувший теплоход «Булгария» и золотыми буквами выбиты имена 122 погибших. В годовщину трагедии здесь проходят мероприятия в память о тех, кому выжить не удалось.

Близкие погибших до сих пор не смирились с гибелью родных. Группы в социальных сетях, посвященные трагедии, продолжают работать. Некоторые их организаторы и сегодня не хотят говорить о тех страшных днях.

Среди тех, кто пережил горечь утраты, была и Валентина Рупейка, чья одноклассница так же была пассажиркой теплохода «Булгария». Она согласилась ответить на вопросы журналиста KazanFirst.

— Ее звали Ирина Рябчикова, ей было 29 лет. Я потом узнала, что она поехала с мужем и их друзьями по обычной экскурсионной путевке. Ирина погибла вместе с мужем, у них осталась на тот момент полуторагодовалая дочка, — рассказала собеседница. О трагедии женщина услышала из новостей. О том, что в тот злосчастный день погибла и ее школьная подруга, узнала уже на следующее утро на работе.

— Вечером сходила к её родителям. Верилось в это, конечно, с трудом. Я была добровольцем: через меня передавались посылки и денежные средства для маленькой Полины. Также приезжали люди из Альметьевска, Казани — все они привозили игрушки, одежду. В общем, помогали кто чем мог. Одна девушка даже из-за границы делала денежный перевод. Сейчас не помню, откуда она была, — вспоминает Валентина.

Сегодня, 10 июля, в Татарстане пройдут мероприятия памяти пострадавших и погибших на теплоходе «Булгария». Спустя шесть лет боль по-прежнему не утихает в сердцах людей.


Читайте также: Дело «обнальщиков» из Татарстана: кто и как работает с «чёрным налом» 


Фото: ТАСС. Видео: youtube.com

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *