Дело «Свея»: «Верим только правосудию, но оно никак нас не обнадеживает»

Московский райсуд Казани на три месяца продлил арест руководителю фирмы «Свей» экс-депутату Казгордумы Рашиду Аитову. В деле 170 томов
Московский райсуд Казани на три месяца продлил арест руководителю фирмы «Свей»
экс-депутату Казгордумы Рашиду Аитову. В деле 170 томов, а реальный ущерб оценен
в 349 миллионов рублей. За тем, как главный фигурант жаловался на здоровье и
журналистов, а адвокаты подавали новые ходатайства, наблюдала журналист
KazanFirst

Московский райсуд Казани на три месяца продлил арест руководителю фирмы «Свей» экс-депутату Казгордумы Рашиду Аитову. В деле 170 томов, а реальный ущерб оценен в 349 миллионов рублей. За тем, как главный фигурант жаловался на здоровье и журналистов, а адвокаты подавали новые ходатайства, наблюдала журналист KazanFirst.


Мария Рудакова — Казань

В Московском районном суде Казани пытаются начать рассмотрение дела по существу в отношении Рашида Аитова. Накануне сделать этого не удалось. После долгих обсуждений все закончилось тем, что суд принял ходатайство о необходимости решить вопрос с продлением ареста фигуранту дела, так как срок содержания Аитова под стражей заканчивается 23 сентября. Именно во вторник, 12 сентября, и решали, оставаться ли в СИЗО руководителю фирмы «Свей».

Если во время первых заседаний зал был переполнен, то сегодня на местах потерпевших народу было мало.

— Такое ощущение, что мы попали в какой-то другой мир, где есть злой сценарий и нет никакой правды, нет никакой законности, — говорит обманутая дольщица Марина Бибикова. — Мы выросли и работали в другое время. Мы же отдавали свои деньги не на улице. У нас есть документация, регпалата, все государственные службы, которые подтвердили, что мы должны через два года заселиться в свой дом. Мы согласны, что где-то бывают задержки год-два, но мы-то свое должны получить, а теперь уже оказывается, что по всем документам столько нарушений, там уже 159 эпизодов. Мы сейчас в таком отчаянии. И верим только правосудию. Но оно тоже никак нас не обнадеживает. Ну, посадят его или выпустят, за те деньги, которые нам вернут, мы сейчас ничего не купим.

Во время заседания, где принималось решение по ходатайству прокурора о продлении срока нахождения Аитова под стражей, адвокаты продолжали гнуть свою линию, ссылаясь на состояние здоровья подсудимого. За год и десять месяцев, что Аитов находится в СИЗО, ему становится только хуже. Потому защитники предлагали суду освободить его из-под стражи, так как у подсудимого есть перечень заболеваний, с которыми нельзя находиться в следственном изоляторе.

foto_2 (33)

Это заявление вызвало негодование среди обманутых дольщиков: «Может его еще и в санаторий отправить!», «Ну вы же об этом заранее знали!», «Сколько можно время тянуть!».

Судью это прошение тоже удивило:

— Мы же начали рассматривать ходатайство прокурора о продлении, а вы нам в ответ даете новое ходатайство. Сначала нужно ведь с первым решить, — сказала она.

— Я считаю, что ходатайство прокурора о продлении является преждевременным и не может быть рассмотрено, — парировала адвокат.

— А мы же все здоровые здесь сидим, нам же хорошо, — снова донеслось со стороны потерпевших. Такая перепалка могла продолжаться долго, если бы это не прекратила судья, дав слово второму адвокату.

Адвокаты VS журналисты

Второй защитник Галина Кайнова тоже начала свое выступление со справок о состоянии здоровья подсудимого, но вскоре резко сменила тему.

— Совсем забыла. Ваша честь, в зале ведется видеосъемка, а разрешение не было получено, я прошу ее прекратить, —  вспомнила адвокат.

— Давайте с ходатайством этим закончим, а потом все остальное будет, — сказала судья.

Но Кайнова продолжала настаивать на своем:

— Я не желаю продолжать выступление, если ведется видеозапись, на которую не было получено разрешение. И защита возражает против проведения видеосъемки в зале судебного заседания.

— То есть вы отказываетесь высказать свое мнение по ходатайству прокурора ввиду того, что в зале ведется видеосъемка? — уточнила судья.

— Я прошу прекратить ее, тогда я продолжу, — сказала Кайнова.

— То есть нам условия ставите? Видео- и фотосъемка ведется с разрешения суда, и если есть какие-то претензии, то нужно было судебное заседание об этом предупредить. Вы что-нибудь скажете по ходатайству? Уже второй день вы и второй адвокат пытаетесь затянуть судебное заседание. Вы не говорите свое мнение по существу, — ответила судья.

После этого Кайнова все же продолжила свою речь, в которой поддержала коллегу, говорившую про состояние здоровья Аитова и необходимость его освобождения.

В итоге, несмотря на все попытки адвокатов, суд встал на сторону следствия, продлив срок содержания под стражей Аитова еще на три месяца — до 23 декабря. Так как оставаясь на свободе, он может продолжить заниматься преступной деятельностью, скрыться от суда, воздействовать на потерпевших и свидетелей или иным путем воспрепятствовать производству по делу.

foto_3 (35)

Второй причиной для разбирательств все же стала фото- и видеосъемка. Ходатайство о запрете, выдвинутое адвокатами, подсудимый поддержал.

— Если бы они показывали, что мы здесь говорим, а они вообще другое вставляют туда, как мне сейчас сказали. Я поддерживаю адвокатов, — сказал Аитов.

А вот дольщики были за присутствие СМИ:

— Пусть вся страна знает, все отражается и вся правда там написана, вчера то, что было, слово в слово отражено, — доносилось из зала суда. Прокурор тоже был не против.

В этом вопросе судья приняла решение, что все законно и запрещать работать журналистам основания нет.

 Еще один день

Третьим ходатайством адвокатов стало состояние здоровья Аитова. Защитники настаивали на медицинском обследовании, а следствие было против, потерпевшие тоже возражали, лишь один из дольщиков поддержал это предложение.

— Мы же все люди, мало ли что с нами может случиться. Мы же хотим, чтобы он ответил за свои поступки, а не умер там, — объяснил он позицию после судебного заседания.

Когда выяснилось, что следствию нужен еще один день, чтобы ознакомиться с медицинскими документами Аитова, тут разошлись даже мнения адвокатов. Двое были за то, чтобы дать время следствию для изучения бумаг, один оставил этот вопрос на усмотрение суда, а четвертый защитник была против. Рашид Аитов от такого разнообразия мнений даже не знал, с кем ему соглашаться. В итоге судья отложила рассмотрение этого вопроса до завтра, дав следствию время изучить документы.

— Пустой процесс сегодня был. Поскольку работающие люди не смогли прийти сюда, народа меньше, вот баланс и перетягивает в сторону защиты — баланс интересов не равный. Они затягивают, так как им это выгодно, они ищут, как уйти от ответственности. У нас убытков — выше крыши. Если по закону о защите прав потребителей, то 2 миллиона 600 тысяч — это только неустойка. Мы даже не знаем, что лучше: деньги или квартиры. Не в курсе, насколько профессионально работали те люди, которые были призваны арестовать его имущество. Если там есть реально продаваемая недвижимость, тогда еще что-то мы можем получить, но они же опять будут затягивать. Это равносильно тому, что мы ничего не получим. Хотя наш дом под крышей был с самого начала. Можно было бы хотя бы окна сделать, чтобы дождь и снег не проникали в здание, а так он уже наверняка непригоден для жизни, — говорит одна из дольщиц.

foto_4 (29)

Напомним: уголовное дело в отношении одного из крупнейших казанских застройщиков — Рашида Аитова — завели по статье «Мошенничество», а арестован он был в Москве в ноябре 2015 года. Как полагает следствие, реальный ущерб составил 349 миллионов рублей. По уголовному делу проходят 143 потерпевших, 140 человек заявили гражданские иски.

По материалам дела, с 2010 по 2014 год фирма «Свей» привлекала деньги дольщиков на строительство домов. Действовал Аитов через подрядчиков, которые обещали клиентам сдать дома в срок по ценам ниже среднерыночных готовых квартир. При этом компания-застройщик обещала расплатиться с подрядчиком квартирами в возводимых домах. Но на деле, как считают следователи, дома в эксплуатацию сданы не были. Так, к примеру, возведение объекта на улице Четаева в Казани остановилось на уровне седьмого этажа, а на Чистопольской дом построен с нарушениями строительных норм и правил. Эксперты признали его аварийным. Кроме того, по версии следователей, Аитов заключил договора с частным охранным предприятием, однако за услуги в 2015 году он так и не заплатил.


Читайте также: В Казани судят погромщиков ТЦ «Алтын»


 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *