Западные рейтинговые агентства «опустили» крупнейшие татарстанские предприятия

Международные агентства Fitch и Moody’s понижают долгосрочные рейтинги крупнейших татарстанских компаний. Негативные тенденции аналитики объясняют понижением федерального и республиканского рейтингов
Международные агентства Fitch и Moody’s понижают долгосрочные рейтинги
крупнейших татарстанских компаний. Негативные тенденции аналитики объясняют
понижением федерального и республиканского рейтингов, из-за чего региональные
компании и теряют позиции

Лейсана Набиева — Казань

20 января агентство Moody’s  понизило рейтинг Татарстана с «Ваа3» до «Ва1». Аналитики связывают понижение региональных рейтингов с ухудшением позиции России: 17 января тот же Moody’s понизило долгосрочный рейтинг гособлигаций РФ с «Ваа2» до «Ваа3» — самого низкого показателя инвестиционной категории.

22 октября KazanFirst сообщал, что агентство Moody’s впервые за год изменило прогноз по кредитному рейтингу Татарстана со «стабильного» на «негативный», оставив рейтинг на отметке «Baa3» — но теперь изменился и он, причем упал сразу на две ступени.

«Рейтинговые агентства пытаются оценивать кредитоспособность страны и в частности компаний, которые эмитированы в этой стране. Рейтинги регионов, компаний, все они, по сути, являются зависимыми от рейтинга федерального», — рассказывает Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга «Финам».
Западные рейтинговые агентства «опустили» крупнейшие татарстанские предприятияПо словам аналитика Moody’s Владлена Кузнецова, снижение рейтинга Татарстана полностью обусловлено снижением финансовых показателей РФ, при этом последний был снижен в связи с возрастанием рисков неопределенности в плане ухудшения операционной среды, снижением цен на нефть, оттоком капитала, говорит эксперт.

Между понижениями рейтингов страны и субъекта должно пройти минимальное время: действия должны быть расположены максимально близко, чтобы не создавалось периода, когда все задают вопросы «а что же будет», рассуждает старший аналитик Moody’s Юлия Прибыткова. По ее словам, неделя — максимальный срок, то есть если действия не произошло в ближайшее время, вероятнее всего, оно и не произойдет.

Изменение рейтинга Татарстана негативно сказалось на крупнейших компаниях республики: за два дня свои позиции потеряли госхолдинг «Связьинвестнефтехим» (Fitch Ratings снизил показатель с «BBB» до «BBB-» с негативным прогнозом), «Татнефть» (Moody’s  снизило ее рейтинг до спекулятивного уровня «Ba1» с «Baa3»), банк «Ак барс» (показатель «ВВ-» со стабильным прогнозом Fitch изменил на негативный прогноз, сам рейтинг остался прежним).
Западные рейтинговые агентства «опустили» крупнейшие татарстанские предприятия

Поскольку Республика Татарстан является основным акционером «Ак барс» банка, снижение рейтинга республики повлекло к пересмотру прогноза по банку на «негативный», говорится в ответе KazanFirst представителя банка.  Однако, все рейтинги «Ак барс» банка были подтверждены, что свидетельствует о благоприятном финансовом положении банка, стабильной позиции по ликвидности и сохранении значительной доле на рынке банковских услуг, добавляет представитель.  

Аналитик Moody’s Сергей Гришунин сетует, что любая компания сама не может ничего сделать для изменения ситуации: нужно ждать изменения рейтинга субъекта и страны.

Рейтинг «Связьинвестнефтехима» понизили только потому, что рейтинг Татарстана понизился, подтверждает Гришунин. Компания полностью контролируется государством, это источник финансирования инвестиционных проектов республики, рассказывает эксперт. По его словам, «будущее зависит только от экономики России». Рейтинги сильно влияют на инвестиционную привлекательность компании, уверен он: «Все завязано на макроэкономике, на нефти, санкциях . Как только ситуация улучшится, я думаю, улучшатся рейтинги и России, и Татарстана».

У «Татнефти» нет никакого рейтингованного долга, нет облигаций, поэтому однозначно негативного эффекта для компании нет, отмечает Прибыткова. «Мы считаем «Татнефть» компанией, связанной с государством. В текущих обстоятельствах в случае ухудшения обстановки негативное воздействие на компанию возможно», — продолжает собеседница. По ее мнению, компания не нуждается в поддержке государства и полностью обеспечивает себя сама: у нее небольшая долговая нагрузка, капитальные вложения, она производит существенные положительные финансовые потоки. Есть риски в условиях ухудшения ликвидности и бюджетной ситуации и возможные негативные последствия для компаний нефтегазового сектора — основных доноров бюджета со стороны государства. «То же самое произошло с российскими компаниями нефтегазового сектора: рейтинги понизились, чтобы они стали не выше государства», — продолжает Прибыткова.
Западные рейтинговые агентства «опустили» крупнейшие татарстанские предприятия
Главное здание госхолдинга «Связьинвестнефтехим»

По мнению Кузнецова, ситуация с «Татнефтью» может быть связана напрямую с показателями России.

Рейтинг «Ак Барса» вчера был понижен, чтобы не быть выше рейтинга Татарстана. Не было необходимости снижать рейтинг, поэтому изменили только прогноз, рассказывает Сороко. «Это не говорит о том, что изменилась ситуация в компании, ее платежеспособность. Просто рейтинг компании не может быть выше суверенного — страны, в которой она работает», — подтверждает он слова других экспертов. При дефолте страны, естественно, у компании тоже будут проблемы, а наоборот это правило не действует: вероятность дефолта должна быть не ниже, чем у страны, поясняет аналитик.

По словам Сороко, несмотря на то, что прослеживаются негативные тенденции, рейтинговые агентства могут быть ангажированы: «Это вопрос, который требует исследования, но в целом эти снижения происходят практически сразу же после падения суверенного рейтинга», — отмечает он. 
Западные рейтинговые агентства «опустили» крупнейшие татарстанские предприятияЗарубежных инвесторов в России не так много, они достаточно устойчивы к рискам, поэтому сильного влияния на платежеспособность, скорее всего, не будет, уверен Сороко. «Для банков объективно 2015 год будет достаточно сложным, их благополучие будет сильно зависеть от структуры портфеля. Если мы говорим о большом портфеле необеспеченных кредитов (без залогов), то, наверное, банкам будет непросто, будет большими темпами расти просрочка, им надо будет быстрее наращивать капитал. «Ак Барс» имеет свой клиентский портфель, это универсальный банк, его структура достаточно однородна, перечисляет он.

Что касается благополучия банков, по мнению Сороко, это будет зависеть от того, смогут ли они получить господдержку и докапитализацию со стороны инвесторов. «Ак барс» банк привлек неделю-две назад инвестора из Швейцарии, это позитивный аспект для банка, говорит о том, что есть заинтересованные инвесторы в бизнесе компании, банк получил дополнительный капитал спокойно может наращивать отчисления в резервы и увеличивать кредитный портфель, работать на рынке, добавляет собеседник. Возможности по фондированию и госпомощи у крупнейших федеральных организаций типа ВТБ, Сбербанка и Газпрома больше, но в то же время «Ак барс» позитивней смотрится на фоне даже крупных региональный банков, говорит собеседник: «С точки зрения этих факторов, ситуация с банком «Ак барс» выглядит нейтрально-позитивной на фоне всего банковского сектора».

ЦБ взялся за старое 

На днях Центробанк сообщил, что не будет принимать во внимание последние рейтинги S&P, Fitch и Moody’s, присвоенные российским банкам и компаниям. В ЦБ отказались учитывать заключения агентств «большой тройки», опубликованные после 1 марта 2014 года, поскольку считают их необъективными и усложняющими оценку реального состояния эмитентов. Нынешнее решение регулятора вполне попадает в тон уже похороненным намерениям властей создать национальное агентство, разговоры о чем ходили еще весной. «То, что сейчас происходит с рейтинговыми агентствами — практически мировая монополия, а любая монополия — это плохо», — заявлял несколько месяцев назад первый вице-премьер Игорь Шувалов. Кредитный рейтинг России стремительно ухудшается под давлением санкций и падения цен на нефть. Недавно Moody’s и Fitch уже понизили рейтинги страны до «мусорного» уровня — «Baa3» «BBB-» с негативным прогнозом. Несмотря на это, бывший министр финансов РФ Алексей Кудрин вчера заявил журналистам, что у России есть шанс сохранить рейтинг на инвестиционном уровне. По его прогнозу, рецессия продлится два года, после чего экономика должна пойти в рост

Comment section

Добавить комментарий

Войти: