Проект закона о регулировании криптовалют в РФ

25 января 2018 года Минфин представил на суд общественности проект закона о регулировании криптовалют. В чем его особенности и какие претензии к проекту возникли у ЦБ
25 января 2018 года Минфин представил на суд общественности проект закона о
регулировании криптовалют. В чем его особенности и какие претензии к проекту
возникли у ЦБ, Минкомсвязи и Минэкономразвития?

Криптовалюты и токены

В проекте Минфина дается определение криптовалюте и токенам как «цифровому финансовому активу». То есть они будут рассматриваться как имущество, хотя и в особой цифровой форме. Это значит, что их можно будет приобретать, дарить, завещать и обменивать, к примеру, на рубли, но расплатиться напрямую ими будет нельзя. Даже в интернет-магазине. (Правда, зарегистрированном в РФ, а в иностранном – можно).

ЦБ всегда относился к криптовалютам с подозрением и все еще считает, что лучше запретить любые сделки с ними за исключением тех, что напрямую связаны с инвестициями. Иначе говоря, предлагает торговать только токенами, но не «криптой». Хотя с такой консервативной позицией Центробанк явно в меньшинстве среди российских ведомств.

Операторы и отмена анонимности

По проекту Минфина все операции с криптовалютами должны осуществляться операторами, которые получат лицензии биржи (торговой системы). Ими могут стать исключительно российские юридические лица, деятельность которых базируется на ФЗ «Об организованных торгах» и «О рынке ценных бумаг». Зарубежные и нелегальные обменники будут заблокированы.

Анонимность исключается. Цифровой кошелек будет открыт оператором только после верификации владельца. Все операции будут проводиться по специальному счету, порядок открытия и ведение которого Минфин возлагает на ЦБ.

ICO (Первичное размещение токенов)

По замыслу Минфина, организаторы ICO будут обязаны опубликовать в сети интернет инвестиционный меморандум и публичную оферту, включающую: информацию о бенефициарах, валидаторах, местонахождении эмитента, цене токена, дате начала продажи, правах его держателей. В оферте должны быть четко обозначены цели выпуска токена.

Если это бизнес-проект, к нему должен прилагаться бизнес-план со сроками его реализации. Проводить рекламные кампании ICO до обнародования оферты запрещается. Специфических требований к эмитентам токенов (к примеру, гражданство) не предъявляется, разве они должны быть ИП или юрлицами. Не ограничен Минфином и объем инвестиций в один ICO.

ЦБ хочет организовать собственный реестр ICO и проводить проверки организаторов. Сумма инвестиций для одного ICO, по мнению ЦБ, не должна превышать 200 млн руб. в год. Организаторы ICO по версии ЦБ должны быть только юрлицами, созданными в РФ, с капиталом не менее 5 млн руб.

Инвесторы и закупка токенов

Согласно проекту Минфина, неквалифицированные инвесторы (обычные граждане) могут закупать токены на сумму до 50 тыс. руб. в рамках одного ICO-проекта. Для квалифицированных (профессиональные трейдеры, брокеры и т.п.) ограничений нет.

Но теперь недовольны в Минэкономразвития. Им сумма в 50 тыс. руб. кажется заниженной, особенно если речь о нерезидентах РФ. Кроме того, они хотят допустить к сделкам с токенами иностранные компании и разрешить перепродажу токенов на вторичных рынках, хотя такая возможность отсутствует в проекте Минфина.

Смарт-контракты

Смарт-контракты приравнены к договорам, заключенным в электронной форме. Предполагается создать для них отдельный депозитарий. Юридические тонкости, связанные со смарт-контрактами, будут прописаны в отдельном ФЗ – ведь потребуется определить нормы закона, способные исполняться автоматически без участия человека. И еще. В проекте Минфина смарт-контракты явно привязаны к криптовалюте. Тогда как в перспективе планируется постепенно распространить их на прочие сферы жизни.

Майнинг как бизнес

Минфин прировнял майнинг к предпринимательской деятельности. Майнеры будут обязаны регистрироваться как юрлица, возможно, с внесением в государственный реестр майнеров (который еще не создан). Как предприниматели, майнеры будут обязаны платить налоги. Минимальный размер налогооблагаемой базы в проекте не указан. Предполагается отдать этот вопрос на откуп ФНС.

Пока не идет речи о лицензиях или покупке патентов на майнинг. Неясно, смогут ли все же заниматься майнингом физлица и иностранные компании на территории РФ – как предлагает Минэкономразвития.

В перспективе майнинг будет облагаться налогом на доходы без уплаты НДС. И здесь разногласия возникли уже между Минфином и Минкомсвязи. Так, Минкомсвязи считает, что после принятия закона о «крипте» майнеры должны получить 2-х годичные «налоговые каникулы» с обязанностью вести бухгалтерский учет и только потом начинать платить налоги. Минфин же твердо уверен, что каникулы майнерам не нужны.

Минкомсвязи либеральней Минфина еще в одном вопросе. Он считает, что майнеры «перейдут на светлую сторону силы», если предоставить им электричество по льготным ценам и субсидии. Минфин же считает, что льготы майнерам не требуются, поскольку цены на электроэнергию в РФ и без того одни из самых низких в мире.

А что же домашний майнинг?

Одно дело – профессиональные фермы, владельцы которых, скорее всего, даже будут рады легализоваться. Но что делать с небольшими домашними фермами? Минфин и ЦБ пока молчат, зато Минкомсвязи оперативно взялся за разработку системы, позволяющей вычислять майнеров по расходу электричества и трафика.

Правда, они сами признают, что это целесообразно только для «отлова» крупных майнеров. Для вылова «мелочи», возможно, придется создавать отдельное ведомство вроде «криптополиции» и хорошенько взяться за провайдеров. И не факт, что это будет иметь экономический смысл, поскольку доходы от домашнего майнинга объективно падают с каждым годом.

В сухом остатке: законопроект, который Президент Путин призвал принять к 1 июля 2018 года, пока еще нуждается в доработках и принятии ряда законов-сателлитов, в частности, в сфере налогообложения.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *