Средства должников оседают у судебных приставов, не попадая к налоговой службе. Дело в плохой взаимосвязи между двумя госорганами или отделами в ФССП?

Около 30% сумм
Около 30% сумм, которые поступают от должников судебным приставам, не попадают к
взыскателям, а оседают на годы в службе приставов. Средства копятся и никуда не
поступают, поэтому задолженности не погашаются, но со счетов должников каждый
месяц снимают установленные судом суммы

Лейсан Набиева — Казань

Около 30% всех сумм, которые поступают от должников судебным приставам, не попадают к взыскателям, а оседают в управлении приставов на годы. Средства копятся и никуда не поступают, поэтому задолженности не погашаются, но со счетов должников каждый месяц снимают установленные судом суммы.

Одна из ситуаций: пожилая семейная пара, мужчина нуждается в лекарствах, его пенсия — 10 000 рублей. Чтобы заработать дополнительные деньги, муж и жена сдают автомобиль в аренду, но арендатор не платит транспортный налог. Арендодатели об этом не осведомлены, и за несколько лет накапливается долг в 16 000 рублей. Налоговая служба подает иск, суд выносит решение о взыскании.

«С мая 2015 года из пенсии мужа начинают вычитать деньги, один месяц [списывают] больше половины пенсии, оставляют без средств к существованию, второй месяц столько же», — говорит пострадавшая Вера Федоровна. Она обратилась в службу приставов и попросила вычитать меньшие суммы: «Стали вычитать по 600 рублей, а потом опять по 4000».
Средства должников оседают у судебных приставов, не попадая к налоговой службе. Дело в плохой взаимосвязи между двумя госорганами или отделами в ФССП?

«Когда запускается механизм принудительного взыскания, например, наложен арест на банковский счет, деньги в течение 5 дней после поступления на депозит районного отдела [судебных приставов] перечисляются взыскателю. А если денег недостаточно, то постепенно до погашения задолженности [средства] списываются и частями перечисляются взыскателю. Исполнительное производство оканчивается только после полного погашения долга», — поясняют в пресс-службе судебных приставов

За все это время приставы списали с пенсии мужа Веры Федоровны сумму, которая покрывает долг. Но осенью выяснилось, что долг не был списан, а увеличился до 25 000 рублей: «Я объясняю, с пенсии мужа вычитают с мая… Вам пришли эти деньги? Мне говорят: Нет. Мы разберемся, выясним. В январе я снова звоню в отдел урегулирования задолженности, и мне объясняют, что деньги снова не пришли».

Собеседнице пригрозили новым судом, поскольку долг растет. С мая по ноябрь он увеличивался примерно на 1000 рублей в месяц. Сам транспортный налог на этот автомобиль составляет 4 375 рублей в год.

В Пенсионном фонде Вере Федоровне показали ордера, расчетный счет получателя, сколько и куда переводят средства — в Службу судебных приставов, которые должны передать средства в налоговую службу. Но выяснилось, что служба деньги не передает: «Мне в доверительной беседе сказали, что эти средства годами могут лежать. На нас будут каждый год подавать в суд». До судебного пристава, который отвечает за перевод денег, по словам собеседницы, дозвониться невозможно.

Когда она пришла в налоговую узнать, почему не поступают деньги, посоветовали взять справку в Пенсионном фонде, что средства списывались: «Когда у вас придут списывать имущество за долги, вы эту справку покажете», — сказали ей. В Пенсионном фонде отказали: «Не выдаем справки».

Мы ругаемся с ними, почему эти деньги нам не присылают, но ругаться с ними должны налогоплательщики, говорит один из сотрудников налоговой службы: «Они их больше боятся, чем нас». Всего физлиц, у которых есть долг, в Татарстане порядка 7000, у 30% из них средства, списанные со счетов в пользу погашения долга, к взыскателю (в данном случае к налоговой) не уходят. «У нас долг висит, — продолжает собеседник в налоговой, — а у них [приставов] производство уже закрыто, таких [ситуаций] очень много».
Средства должников оседают у судебных приставов, не попадая к налоговой службе. Дело в плохой взаимосвязи между двумя госорганами или отделами в ФССП?

Деньги, взысканные в счет долга, поступают на депозитный счет службы. Судебный пристав выносит постановление о распределении средств и передает постановление депозитчику, а он перечисляет взыскателю, поясняют в пресс-службе. В каждом районном отделе свой депозитный счет

Если судебные приставы не передали сведения [что долг погашается], значит, нужно писать в Службу судебных приставов, почему эти сведения не передаются, поясняет пресс-секретарь Управления налоговой службы по РТ: «А мы уже как следствие — не меняется состояние расчетов, но повторно иски в суд не передаются. Судебное решение выносится один раз». Если человек знает, что сумма им погашена, виной тому судебные приставы, говорит пресс-секретарь

Служба судебных приставов должна в 5-дневный срок перенаправить средства взыскателю, говорит юрист Юлия Афанасьева. Однако, по ее словам, проблема может заключаться в самой налоговой службе: «Как правило, пристав запрашивает налоговую службу о том, чтобы они предоставили реквизиты. Тут получается замкнутый круг: налоговая местная отправляет по своим кулуарам, пока все это подписывается, где-то это [документ] теряется».

Собеседнице известна ситуация, когда налоговая инспекция не выдает реквизиты, но так и не смог добиться ответа. КБК (коды бюджетной классификации, по которым идет распределение средств) могут меняться из года в год, и если приставу пришел один КБК, в течение года он обязательно запрашивает КБК. Формально он может отправить по тому коду, который указан не в решении суда, а в исполнительном документе налоговой, коды могут не совпадать, говорит Афанасьева: «Вопросы, я думаю, в налоговую».

Если же неправы приставы, «если это чье-то злоупотребление», собеседница рекомендует написать жалобу начальнику отдела приставов, затем в управление по региону, либо подать в суд.

С подобным вопросом обращаются пользователи из России к интернет-сообществу на форумах. Обычно им советуют «вовремя платить налоги».

Comment section

Добавить комментарий

Войти: