Модное чтение. В Казани полюбили самые мрачные антиутопии Оруэлла и Брэдбери

Спустя  несколько десятилетий книги возвращаются: теперь развлечения становятся все дороже. Соотечественники экономят даже на билетах в кино
Спустя  несколько десятилетий книги возвращаются: теперь развлечения становятся
все дороже. Соотечественники экономят даже на билетах в кино, предпочитая
онлайн-кинотеатры. Но главное — читать стало модно, это мировой тренд, и его
массово подхватили в России

Лейсана Набиева — Казань

Когда были мало распространены телевизоры и совсем не было интернета и соцсетей, книги были чрезвычайно популярным (и практически единственным) форматом развлечений у советской молодежи. Их читали и обсуждали вслух.

С конца 90-х Россия все ниже скатывалась в рейтингах «самых читающих стран», но теперь набирает обороты противоположный тренд. Развлечения становятся дороже, путешествовать  в нынешних обстоятельствах (так и до роста курса валют) может позволить себе не каждый россиянин. Соотечественники экономят даже на билетах в кино, предпочитая онлайн-кинотеатры. В таких условиях книге снова отводится важная роль.
Модное чтение. В Казани полюбили самые мрачные антиутопии Оруэлла и Брэдбери

Главное — читать стало модно во всем мире, и эту моду массово подхватили в России. «Могу сказать, что мировой тренд — рост продаж бумажной книги в мире. В России традиционно бумажная книга занимает большое место в жизни людей, — говорит Михаил Котомин, глава издательства «Ад Маргинем Пресс». — Тем более у них стало меньше денег на поездки, развлечения».

Читайте также: «Чтение вытеснено на обочину серьезной жизни»

Один из наиболее быстрорастущих сегментов — зарубежная литература. На нее в разных книжных магазинах Татарстана значительно возрос покупательский спрос. Рост продаж на 23% наблюдается в сетях Казани «Дом книги» и «Книга+» (результат исследования Ассоциации книгораспространителей независимых государств).  

В сети «Читай-город» (присутствует в Казани и Набережных Челнах) рост продаж составил 11% (данные только по переводной литературе).
Модное чтение. В Казани полюбили самые мрачные антиутопии Оруэлла и Брэдбери

Если вы обратите внимание на выкладки книжных новинок в магазинах, то отметите, что большинство произведений принадлежат зарубежным авторам, говорит PR-менеджер сети Елена Ярославская.

Современные российские авторы (Борис Акунин, Людмила Улицкая, Татьяна Устинова, Дмитрий Глуховский) хорошо покупаются, «но их не так много, переводных произведений интересных зарубежных авторов в разы больше», — добавляет она.

По словам президента Ассоциации Надежды Михайловой, рост произошел и за счет увеличения продаж учебной литературы, и повышения спроса на современную и классическую зарубежную литературу: лидер по экземплярным продажам в сегменте художественной литературы — книга Рэя Бредбери «451 градус по Фаренгейту», а это далеко не новинка.
Модное чтение. В Казани полюбили самые мрачные антиутопии Оруэлла и Брэдбери

Главные продажи

Вот топ-10 продаж магазина «Читай-город» в Казани за прошлый год. Тройка лидеров: Джордж Оруэлл «1984», Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» (как и у «Дома книги»), Джоджо Мойес «До встречи с тобой». Далее идут Грегори Дэвид Робертс «Шантарам», Дэниел Киз «Цветы для Элджернона», Борис Акунин «Планета Вода», Уильям Голдинг «Повелитель мух», Джером Сэлинджер «Над пропастью во ржи», Эрих Мария Ремарк «Три товарища», Олдос Хаксли «О дивный новый мир» — доля классики в рейтинге значительна

В прошлом году вышло приличное количество экранизаций романов зарубежных авторов. По словам Ярославской, выход этих фильмов также обеспечивают большой поток покупателей, а фильмов по книгам зарубежных авторов («Марсианин», «Дневник Бриджет Джонс», «Выживший») значительно больше, чем экранизаций книг российских писателей.

Тенденцию подтверждают в сети «Дом книги»: «В числе лидеров продаж — книги Э. Л. Джеймс “Пятьдесят оттенков серого”, “Бумажные города” и “Виноваты звезды” Джона Грина, “Бегущий в Лабиринте” Джеймса Дэшнера, чьи экранизации были очень популярны в 2014-2015», —  говорит Михайлова.

По словам Ярославской, значительно увеличивает продажи присуждение автору престижной литературной премии (Букеровская, Пулитцеровская, Нобелевская) — об относительно недавнем «Щегле» Донны Тартт говорили и писали с завидной регулярностью. Среди всегда популярной классики также много зарубежных писателей.
Модное чтение. В Казани полюбили самые мрачные антиутопии Оруэлла и Брэдбери

«Донна Тартт, “50 оттенков серого” — за этим стоит, конечно, большая американская индустрия. Американский рынок — самый большой рынок в мире, безусловно, эти тренды расходятся по всему миру», — добавляет Котомин. Тем более его влияние настолько велико, что все чаще, чтобы попасть в мировую орбиту, в той же научной литературе итальянцам, французам, немцам необходимо издать себя на английском. Часто сами авторы начинают писать на английском. Собеседник приводит пример: у русских авторов есть книги нон-фикшн, которые были написаны на английском и впоследствии были переведены на русский.

Вряд ли можно выделить отдельный тренд интереса к зарубежной литературе, сомневается Котомин: скорее можно говорить о росте интереса к нехудожественной литературе как раз потому, что «в России довольно мало оригинального нон-фикшна. Не так уж много жанров — есть ЖЗЛы, попытки фонда “Династия” создать отечественный научный поп (популярую литературу), в других странах это более разработанная традиция, поэтому оттуда очень много переводов».

В художественной литературе обыкновенно русский автор всегда имел преимущество, а в нехудожественной литературе мировой корпус гораздо более разработан: там больше жанров, больший корпус текстов, говорит он.

Кто больше

В 2015 году большинство проданных книг — учебная литература (42% от общего объема продаж). Далее (29%) — детская литература, у художественной литературы третье место (13%). Продажи книг о домашнем быте и досуге составляют 9%, а специализированных изданий — 5%. 2% от всех продаж книг приходится на национальную татарскую литературу, передают в Ассоциации.

По результатам мониторинга, в 2015 году впервые за четыре года зафиксирован рост продаж книг по экземплярам более чем на 4%.

Растет спрос на книги по популярной психологии (в 2015 году — +7%), уменьшается — на книги по программированию, учебную литературу по экономике и бизнесу (очень занчительный спад на 31% и 29% соответсвенно), говорят в Ассоциации. В сети «Читай-город» есть спад продаж книг по информатике или программированию на 8% и незначительный спад продаж учебной литературы по экономике и бизнесу на 3%. Расхождение в показателях сетей весьма велико

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *