Артистов в Татарстане не будут переводить на контрактную систему

Депутаты Госсовета РТ решили проблему «творческого балласта» в театрах другим способом — актеры должны будут проходить аттестацию. Вариант с обязательными контрактами был отметен
Депутаты Госсовета РТ решили проблему «творческого балласта» в театрах другим
способом — актеры должны будут проходить аттестацию. Вариант с обязательными
контрактами был отметен, как слишком жесткий

Никита Анисимов — Казань

Работников татарстанских театров решили не переводить на контрактную систему — власти республики долго обсуждали эту возможность, но пока оказались не готовы закрепить ее на уровне закона. Вместо этого оценивать эффективность творческих кадров будут по-другому — методом аттестации, которую, вероятно, они должны будут проходить раз в несколько лет. Об этом можно судить по проекту республиканского закона «О театрах и театральном деле в РТ», который скоро может быть представлен на рассмотрение парламента.

Из-за нескольких дискуссионных положений этот законопроект обсуждали довольно долго — с начала 2015 года, а по некоторым вопросам споры на федеральном уровне идут еще с начала 90-х. По сути, таких положений было два: многие видные театральные деятели говорили о необходимости реформировать устаревшую систему господдержки театров, а также принцип найма работников. Как ни странно, в Татарстане дискуссия по этому поводу еще недавно шла наиболее оживленным образом, но в конечном варианте законопроекта никаких жестких или передовых предложений не осталось.

Деньги

По первому положению вопрос стоит таким образом: какие театры государство должно поддерживать грантами. Финансирование бывает целевым и грантовым. Целевое в Татарстане получают все 16 гостеатров, а гранты — только три академических — оперный театр имени Мусы Джалиля, Качаловский и национальный Театр имени Галиаскара Камала. В итоге доходы трех этих учреждений оказываются намного выше, чем у остальных театров.
Артистов в Татарстане не будут переводить на контрактную системуВ республиканском законопроекте положение о грантах отдельно не оговаривается. В целом можно сказать, что этот вопрос так и остался открытым, и, видимо, как и сейчас, будет решаться на уровне постановлений исполнительной власти. Хотя особо смелых предложений от Татарстана здесь ждать и не стоило — это было заметно еще по прошлым вариантам документа.

Также разногласия были по вопросу о том, надо ли государству поддерживать частные театральные проекты. В серьез надеяться на это — особенно в нынешних условиях — тоже не стоит.

«Мы как не получали ничего, так и не будем получать, — говорил ранее замдиректора негосударственного “Театра на Булаке”Алексей Уханов. — Единственная схема, по которой частный театр может получить деньги — стать государственным».

Кадры

Еще большее оживление в театральной среде было по поводу системы найма работников. Еще два с лишним года назад замминистра культуры РФ Григорий Ивлиев отмечал, что 70-75% театров заключают бессрочные договоры с артистами. Это часто приводит к тому, что более трети артистов бывают никак не задействованы в репертуаре, но продолжают находиться на гособеспечении. Этой проблеме в театральной среде даже дали название — «творческий балласт».
Артистов в Татарстане не будут переводить на контрактную систему«У меня, например, очень мало таких людей. Они при всех директорах ничего не делают, но стабильно получают зарплату», — высказывался в прошлом году худрук Театра имени Качалова Александр Славутский.

Некоторые предлагали решить вопрос радикально, то есть законодательно обязать гостеатры заключать только срочные контракты. Вариант этот рассматривался и в Татарстане, но были опасения, что в этом случае творческие работники останутся абсолютно незащищенными.

Контрактная система, как и всякая система вообще, имеет свои плюсы и минусы, считает народный артист РТ, актер Казанского ТЮЗа Михаил Меркушин. «Актера-штатника уволить очень сложно. Можно лишь подловить его на нарушении дисциплины, так как доказывать профнепригодность артиста, если он физически и психически здоров, почти никогда не получалось, — рассуждает он. — С другой стороны, разрушить сложившуюся труппу при контрактной системе очень легко, а вот собрать и отшлифовать ее временем — ох, как сложно. Ну, не понравилась режиссеру, которого взяли поруководить театром на пару-тройку лет, группа артистов, он их раз — и за борт. Куда им деваться? Особенно тем, кому уже за 40. Это же не Москва или Питер, где театров множество — пошел и показался в другой театр или полез в сериалы», — говорит собеседник.
Артистов в Татарстане не будут переводить на контрактную системуВидимо, поэтому от идеи с контрактами было решено отказаться, как от слишком жесткой. Зато депутаты предусмотрели другую возможность оценки творческих работников — аттестацию. Под нее по законопроекту попадет художественный персонал и труппа государственных театров.

Аттестация предполагает, что будет оцениваться «творческий уровень, профессиональные качества, возможность дальнейшей деятельности работников».

Типовой порядок аттестации должен составить минкульт, но, скорее всего, там воспользуются теми предложениями, которые до этого уже были разработаны федеральными чиновниками.

Как проводится аттестация

Общая форма аттестации творческих работников уже предложена Минкультом РФ. Ее проведению предшествует разъяснительная работа. В зависимости от специфики деятельности работника, аттестация может проходить в форме письменного тестирования, собеседования, практического занятия, экзамена и проч. После проверки аттестационная комиссия должна вынести решение, соответствует ли работник занимаемой должности

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *