Временные работы на «Камазе». Чем занимались сотрудники предприятия, когда простаивал конвейер

Программа поддержки Минтруда РФ компании «Камаз»
Программа поддержки Минтруда РФ компании «Камаз», рассчитанная на первое
полугодие, заканчивается в конце сентября. 937 млн рублей, выделенные на
временные работы и обучение 17 000 камазовцев, помогли сдержать в городе резкий
рост безработицы. KazanFirst решил выяснить, чем занимались сотрудники компании
на временных работах

Александр Жидких — Набережные Челны

Они пришли на встречу вдвоем. Он — рабочий с прессово-рамного завода, она — офисный сотрудник гендирекции. На «Камазе» оба работают больше 25 лет. Поговорить согласились лишь после того, как убедились, что беседа будет вестись на правах анонимности. Кроме них мы интервьюировали еще несколько сотрудников завода.

Нас интересует одно — как были организованы так называемые временные работы. Чем занимались сотрудники предприятия, когда простаивал конвейер «Камаза».

800 рублей в день

Программа поддержки завода  по линии Минтруда РФ, которая преследовала цель помочь предприятию преодолеть кризис падения производства автомобилей, заканчивается. Это была очень большая помощь предприятию. 937 млн рублей, выделенные автозаводу, помогли «Камазу» сохранить численность персонала, часть которого при низких темпах производства автомобилей оказалась избыточной.  Если бы не господдержка, то компании пришлось бы расстаться как минимум с 7 500 рабочими. В общей сложности «лишней» рабочей силой стали около 17 000 человек (всего на «Камазе» числится чуть более 35 000 работников на конец августа). Рабочих привлекали к временным работам с зарплатой 800 рублей в день

«Вы знаете, “Камаз” переживал и более сложные времена, — говорит наш собеседник с прессово-рамного завода. — Это уже второй кризис за последние семь лет. Хуже было в 90-е, когда сгорел завод двигателей. Но, как вы видите, завод работает, объемы упали только. Пережить это время надо просто».

Спад

За шесть месяцев этого года «Камаз» произвел 11 228 грузовиков, в прошлом году за это время — 19 344 автомобиля. Спад производства — 42%

Еще в прошлом году доход семьи нашего собеседника составлял 60 000 рублей в месяц. Сейчас — только 35 000. «Кругом все подорожало, а вот доходы упали. Если бы не ввели временные работы, доход семьи был бы еще ниже. А так, хоть какая-то поддержка», — говорит он.

Основная работа во время простоя конвейера заключалась в устранении его неисправностей или приведения в порядок своей рабочей зоны. Во время работы, когда конвейер движется с «черепашьей» скоростью этим, конечно же, никто не занимается, есть специальные службы. Уложился раньше времени — хорошо, могли еще какую-нибудь работу дать или уж просто досиживали до конца рабочего дня.

«Я, например, часть свободного времени посвятил изучению конвейера, понял, насколько сложный это механизм, где все взаимосвязано. Когда работаешь на своем месте всего этого не видишь», — рассказывает собеседник.
«Наша бригада на временных работах занималась тем, что красила станки. Только они, как нам сказали, не рабочие уже были, списанные. Красили их несколько раз. Зачем и для чего — не совсем понятно», — рассказывает сотрудница литейного завода.

В какие-то дни незанятые производством сотрудники убирали территорию вокруг завода. На все уходило часа два-три. Остальное время находились на своем рабочем месте. За это им платили 800 рублей в день. «Это лучше, чем если бы мы просто сидели дома», — добавляет собеседница.

«Понятия как “лишний работник” никто не вводил, — продолжает собеседник с прессово-рамного завода — Другими словами, среди персонала не было разграничения между “нужными” сотрудниками и “ненужными”. По сути мы все были в равных условиях. Никто не заставлял ходить на так называемые временные работы: хочешь выходи, хочешь — не выходи. Но отказываться от лишних денег, конечно же, никто не хотел, особенно в ситуации, когда зарплата стала снижаться. Мне, например, удалось поработать по этой программе три месяца — желающих было много. Поэтому формировались списки».
Коснулась программа господдержки и офисных работников. Придумывать им фронт работ было не нужно. Работница с завода двигателей рассказала, что для нее это был такой же обычный рабочий день с теми же функциями, что и в официальные рабочие дни.
«Я также приходила на свое место и занималась своей обычной работой. Пусть небольшая, но прибавка к зарплате была. Непонятно только как мы будем работать дальше, ведь в октябре уже никаких временных работ не будет», — рассказывает собеседница.

«Нас на самом деле больше волнует, что будет в октябре и в другие месяцы до конца года. Ходят слухи, что будут сокращения. Они могут коснуться каждого, кто давно работает на «Камазе» и близок к пенсионному возрасту. Хотелось бы доработать до своей пенсии. Мы будем держаться до последнего, идти нам некуда. С работой в городе сейчас очень тяжело», — рассказывает сотрудница гендирекции.

Читайте также: «Камаз» сократил 2500 сотрудников. Куда уходят бывшие сотрудники предприятия

Нашим собеседникам непонятно, почему программу поддержки не растянули на весь 2015 год.  «Ведь очевидно, что завод не выпустит за оставшееся время такого количества автомобилей, что сошли с конвейера в прошлом году, даже если начнется резкий подъем производства», — говорит сотрудник прессово-рамного завода.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *