«Свияжск АРТель»: селфи для царя Салтана возле моря-океана

На остров-граде прошла вторая театральная лаборатория
На остров-граде прошла вторая театральная лаборатория, темой которой стали
сказки Пушкина

Ольга Гоголадзе — Казань

О счастье можно говорить минут пять, не больше. Тут ничего не скажешь, кроме того, что ты счастлив. А о несчастье люди рассказыват ночи напролёт», — флегматично замечал Ремарк, допивая кальвадос и закуривая очередную сигарету. С ним трудно не согласиться в принципе, а в случае, когда речь идёт о театральной лаборатории «Свияжск АРТель» и подавно.

Когда  смеёшься несколько часов кряду, когда каждые пять минут поражаешься необычному режиссёрскому решению, когда под проливным дождём ютишься под одним зонтиком с оператором и фотографом, когда в балетках хлюпает вода, но даже мысли не возникает уйти в тёплую кафешку, ибо от представления невозможно оторватся  именно в такие моменты понимаешь, какую силу имеет искусство. Все до единой эмоции остаются там, на берегу Волги. Домой с «АРТели» привозишь только счастье, о котором и не знаешь, как рассказать. Но журналистам платят на за блаженное молчанье (и это печалит), поэтому обо всём по порядку.
«Свияжск АРТель»: селфи для царя Салтана возле моря-океана

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СТРАНИЧКА

Первая театральная лаборатория «Свияжск АРТель» прошла ровно год назад, и тогда её темой стал сам остров: его жители, исторические факты, легенды и реальные истории. Казанские актёры под чутким (или деспотичным, как уж повезёт) руководством режиссеров из ведущих театров России должны были создать эскизы спектаклей и сразу представить их зрителям. Всё это могло оказаться банальностью, если бы не два «но»: на подготовку давалось чуть больше недели, а играть нужно было в «живых» декорациях. То есть, на улицах/берегах/песках/волнах города.

В результате получилось три эскиза, сценарии для которых драматурги написали прямо во время лаборатории. Один из них родился на основе переписки молодой пары, жившей на остров-граде в начале XX века; второй спектакль создали как вербати из интервью жителей острова; третий сделали в форме «бродилки», замешанной на мифах и легендах Свияжска.
«Свияжск АРТель»: селфи для царя Салтана возле моря-океана

Эксперимент прошёл удачно, и в нынешнем году исследования решено было продолжить. Суть второй театральной лаборатории осталась прежней. Режиссёров снова трое, художественный руководитель всё тот же  наш любимый талисман Олег Лоевский. Организовал её, как всегда, фонд «Живой город». Только  тему на этот раз задал Год литературы. А, значит, Пушкин. И, разумеется, его сказки, потому что лучшей «живой» декорации, чем Свияжск, для них трудно придумать. Тут тебе и море-океан, и град на острове стоит, и златоглавые церква, и теремов с садами предостаточно. Идеальное место для трендового явления современного театра site specific  произведения, созданного в конкретном пространстве и существующее только в нем. Такие режиссёрские работы — главная «фишка» лаборатории «АРТель».

СЕЛФИ ДЛЯ ЦАРЯ САЛТАНА

И всё же, сам термин «современное искусство» у многих вызывает недоверие. Весьма заслуженно: после авангардной постановки «Ричарда III» в театре Камала я, например, до сих пор иногда просыпаюсь с криком отчаяния. За что они так с Шекспиром? А тут замахнулись на Пушкина, который наше всё.
«Свияжск АРТель»: селфи для царя Салтана возле моря-океана Первые пару минут спектакля и правда казалось, что от «Сказки о Царе Салтане» режиссёр Радион Букаев оставил одно название. Из декораций только пляж, Волга, шалаш из веток и мангал с шашлыком. Скамейки для зрителей поставили прямо на песок. Действующие лица  обычные отец (Ильнур Гарифуллин) и сын (Олег Ершов) в эпицентре стандартного конфликта поколений. С одной стороны, тщетные попытки приобщить подростка к олдскульным развлечениям типа рыбалки, с другой — тяжкие страдания оного без вай-фая. Слово за слово, затрещина от отца, обморок  как вдруг начинается настоящая сказка. «Три девицы под окном пряли поздно вечерком»  и далее по тексту.
«Свияжск АРТель»: селфи для царя Салтана возле моря-океана
Но если сценарий каждый из нас с детства помнит наизусть, то форма его подачи заслуживает оваций. Актёры молниеносно менялись ролями: царица (Лейсан Юнусова) то и дело превращалась в корабельщика, царевна Лебедь (Виктория Каменнова)  в ткачиху, а князь Гвидон (Ершов)  в комара или шмеля (по ситуации). Особенно неотразима была сватья баба Бабариха, роль которой исполнила Соня Силкина. Она так уморительно сыграла злую, мстительную, мелочную бабёнку, которая на всё пойдёт, чтобы испортить жизнь окружающим, что каждая её реплика вызывала полный восторг.«Свияжск АРТель»: селфи для царя Салтана возле моря-океана

Вообще, артистам удалось невозможное: сделать пушкинский текст поразительно смешным, при этом, не скатившись в аниматорство. Они постоянно балансировали на лезвии бритвы, сооружая костюмы из подручных средств и рискуя показаться вожатыми в пионерлагере на День Нептуна. Но каждый раз у них получалось сохранить это равновесие, оставляя ощущение высочайшего профессионализма.

 Они круто использовали повторы в тексте, проговаривая их каждый раз в разных интонациях,  говорит театральный режиссёр и телеоператор Мария Улыбина.  Такие приёмы входят в обязательную часть экзамена по сценической речи.
«Свияжск АРТель»: селфи для царя Салтана возле моря-океана

А как актёры выкручивались, когда нужны были совсем уж специфичные персонажи! Белочку, которая грызёт золотые орешки, заменили зелёными конфетками с белочкой на обёртке и грильяжем внутри. И, что особенно приятно, раздали их зрителям. Мне даже этого хватило бы, чтобы превратиться в продажного репортёра и написать лучший отзыв. Но, к счастью, спектакль был хорош и без взяток.

В роли тридцати трёх богатырей выступили фигурки черепашек ниндзя, а дядьку Черномора сыграл сам мастер Сплинтер, поэтому шансы не полюбить постановку стремились к нулю. А после привета  царю Салтану в виде семейного селфи на айфон они и вовсе исчезли.
«Свияжск АРТель»: селфи для царя Салтана возле моря-океана

В финале всё вернулось на круги своя, проблема отцов и детей была решена, а шашлык, который готовил отец в самом начале, оказался до неприличия вкусным.

DEEP PURPLE И ПРОЧИЙ ДЕРЕВЕНСКИЙ ФОЛЬКЛОР

Первый спектакль зацепил настолько, что второй — «Сказку о попе и работнике его Балде» — зрители ждали с нескрываемым нетерпеньем и активно советовали вновь прибывшим зайти его посмотреть. Питерский режиссёр Дмитрий Егоров поставил эскиз в форме «бродилки» (театр-променад, если угодно), то есть, все должны были ходить по острову вслед за персонажами.
«Свияжск АРТель»: селфи для царя Салтана возле моря-океана

Казалось, Пушкин списывал городок, в котором жили поп и Балда, непосредственно со Свияжска: тут и базар («Ленивый торжок»), и деревянные теремки, и бескрайняя Волга размером почти с море. Актёры в сарафанах и косоворотках идеально влились в  аутентичные декорации. Единственный, кто остался без подобающего костюма  это поп (Ильназ Яруллин). Сами понимаете, это нынче опасно: верующие стали настолько ранимыми, что оскорбить их чувства может любая мелочь. Поэтому никакой рясы с крестами, артисту выдали обычные чёрные брюки и рубашку, от греха подальше.

По законам жанра, именно на этом спектакле начался настоящий ливень. Но артисты пробудили в зрителях то волшебное состояние из детства, когда знакомишься с новым другом, и он ведёт тебя по своим заповедным уголкам города. В такие моменты старый дуб кажется живым и мудрым, чердак  дворцом, а бусы из маминой шкатулки  россыпью бриллиантов. Веришь безоговорочно, интересно до безумия, и хочется лишь одного: чтобы родители внезапно не загнали домой.
«Свияжск АРТель»: селфи для царя Салтана возле моря-океана

Поэтому мы, прикрывшись зонтами и дождевиками, с азартом шли за актёрами по пятам, а те просто отжигали. Попадья (Юлия Захарова) и поповна (Наталья Паршунина) задавали тон и не давали толпе рассеяться, а Андрей Сидоров виртуозно аккомпанировал на аккордеоне. Казалось, мы попали в советский фильм, где счастливые строители коммунизма прогуливаются по деревне с одухотворёнными лицами. Только у комсомольцев не играли одновременно Deep Purple и «Врагу не сдаётся наш гордый Варяг», а у Балды (Андрей Ясинский) уж точно не могло быть газонокосилки.

Надо было видеть, в каком восторге от этого спектакля были дети, если даже солидные дяди и тёти снимали обувь и бежали по мокрому песку за оброком к морским чертям. Малыши так старались, так помогали Балде шуметь и морщить море, что слезы умиления капали с лиц взрослых. Столь же по-детски очаровательным получился бесёнок (Фархад Рахимуллин), представлявший тёмную сторону. Черти, естественно, проиграли в состязании с Балдой, но сделали это стильно: на моторной лодке, с рупором в руках и с Ниязом Игламовым в качестве предводителя. Хотя, главный герой и тут их обскакал  — в прямом смысле, с шиком прокатившись на сивой кобыле (в роли Сивой Кобылы — Вороной Конь).
«Свияжск АРТель»: селфи для царя Салтана возле моря-океана

На последних минутах представления, когда Балда пришёл за расплатой к попу, стало совсем весело. Малыши хором подсказывали: «Он в другую дверь убежал, спрятался за домом! Смотри, сейчас поп в окно вылезет!». Актёры изображали яростную погоню, и тут на площадке появился местный алкоголик дядя Саша. Демонстративно игнорируя спектакль, он с котом на руках сел под окно поповьего дома и закурил «Беломор». Пожалуй, о более живых декорациях нельзя было и мечтать.
«Свияжск АРТель»: селфи для царя Салтана возле моря-океана

 Я снимала этот эскиз, как оператор, и постоянно ловила себя на мысли, что это отрывок из короткометражного фильма. Серьёзно, если поставить 3-4 камеры, то можно снять кино за один дубль. Нужно только заранее поработать со светом.  Актёры всё отыграют с первого раза,  заверяет Улыбина.

BACK TO SCHOOL

Бегать под дождём оказалось в высшей степени увлекательно, но известие о том, что третий спектакль пройдёт в помещении, заставило ликовать. Режиссёр из Москвы Еллизавета Бондарь решила поставить сказку «Золотой петушок» в школьном спортзале, а подачу выбрала и вовсе нетипичную. Царь Дадон (Алексей Шитиков) примерил на себя образ школьного «ботана», над которым издеваются буйные одноклассники. Мудрецом стал типичный физрук (Исмаил Махмутов), а золотым петушком  местный охранник. Подали этот экзотический микс под соусом саунд-драмы, с музыкой Римского-Корсакова в исполнении музыкантов фонда Sforzando.
«Свияжск АРТель»: селфи для царя Салтана возле моря-океана

Погружение в школьную атмосферу было настолько реалистичным, даже глаз задёргался от ужаса. Запах спортзала, тетрадки, злобные подростки, даже учитель физкультуры у нас был такой же: при каждом удобном случае уходил пить водку с охранником, пока мы страдали на его уроке от безделья. Хорошо, что это было сделано очень качественно и смешно, иначе возвращение обратно в школу могло убить настроение на ближайшую неделю. И, пожалуй, именно в этом эскизе максимально чувствовался гений Пушкина: текст идеально лёг даже в такую эклектичную историю.

Но главным козырем этой постановки была Шамаханская царица. Сначала мы её услышали: глубокий, бархатный, полётный оперный вокал. А потом она зашла в зал. Знаете, этот момент, когда от красоты перехватывает дыхание, а эта красота ещё и великолепно поёт арии из оперы «Золотой петушок». Мария Руженкова словно сорвала джек-пот в генетической лотерее: не так уж часто встречается сочетание голоса Анны Нетребко с внешностью модели Victoria’s Secret. Она затмила собой всех и вся, заставив поверить: ради такой царицы можно вызвать на дуэль родного брата, отказать в просьбе могущественному колдуну и рискнуть всем царством.
«Свияжск АРТель»: селфи для царя Салтана возле моря-океана  
ЭПИЛОГ

Перед началом первого спектакля Лоевский обратился к зрителям: «Когда вы посмотрите все эскизы, нам очень важно будет узнать ваше мнение. Занимаемся мы ерундой или же полной ерудой? Между этими понятиями большая разница! Вообще, в Европе давно существуют такие «театры выходного дня», когда в исторических местах, помимо памятников старины постоянно идут представления. Мы хотим внедрить это и в Свияжске. А вы нам скажете, нравится вам такой формат или нет».

Так вот, ответ был единогласным: «Безумно нравится!». Ради этого стоило целый час ждать своей очереди на дополнительный показ эскиза, полдня мокнуть под дождём, ходить босиком по песку и потом (в моём случае) проваляться два дня с температурой.

«Живой город» и «Свияжск АРТель» в очередной раз показали, каким классным может быть современное искусство. И что талантливо сделанные постановки будут близки каждому, от суровых театральных критиков до маленьких детей.

 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: