В кризис население берет деньги у микрофинансовых организаций: дожить до зарплаты, погасить кредит в банке или купить товар в магазине

Во втором полугодии суммарный объем займов
Во втором полугодии суммарный объем займов, предоставленных населению
микрофинансовыми организациями, составил более 50 млрд рублей, увеличившись за
второй квартал 2015 года почти на треть (или 29,4%)

Александр Жидких — Набережные Челны

В кризис банки не дают кредиты, в результате население вынуждено брать деньги в микрофинансовых организациях (МФО). Объемы займов до зарплаты и на покупку потребительских товаров растут высокими темпами.

По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), во втором полугодии суммарный объем займов, предоставленных населению микрофинансовыми организациями, составил более 50 млрд рублей, увеличившись за второй квартал 2015 года почти на треть (или 29,4%).

Свыше 26 млрд рублей татарстанцы взяли у МФО на покупку потребительских товаров, остальные 24 млрд — на микрозаймы. Средний размер займа на приобретение товаров составил 32 500 рублей, на другие виды займов — 14 000 рублей. Всего экспертами бюро за шесть месяцев в России зафиксировано более 2,5 млн непогашенных займов, в этом году их количество выросло на 38,9%.
В кризис население берет деньги у микрофинансовых организаций: дожить до зарплаты, погасить кредит в банке или купить товар в магазине

Татарстан по объемам выданных денег микрофинансовыми организациями населению занимает лишь 11-е место в России. Республиканские представительства МФО заняли татарстанцам 1,4 млрд рублей.

Как отмечают специалисты НБКИ, наиболее быстрыми темпами растет портфель действующих микрозаймов — так называемых займов до зарплаты. Они увеличились на 33,8% или на 6,1 млрд рублей. Объем действующих кредитов на покупку потребительских товаров увеличился на 25,7% или на 5,5 млрд рублей.

При этом, как отмечают эксперты, 21,96% действующих займов обслуживается с просрочкой, доля просрочек с прошлого года выросла больше, чем на 7%.

«Достаточно высокие темпы роста портфеля кредитов МФО — это прямое следствие сокращения розничного кредитования со стороны банков, — сообщил в пресс-релизе генеральный директор НБКИ Александр Викулин. — В сложившихся условиях микрофинансовые организации имеют все шансы для упрочения своих конкурентных преимуществ за счет более активного применения современных инструментов управления кредитными рисками».
В кризис население берет деньги у микрофинансовых организаций: дожить до зарплаты, погасить кредит в банке или купить товар в магазине

Рынок микрофинансирования сегодня очень ёмкий. Достаточно сделать запрос в «Яндексе» или Google и они выдадут огромное количество организаций, легально работающих в этой сфере услуг.

Только в Татарстане их свыше 20, со своей атрибутикой и пакетом услуг, представительствами во всех крупных городах республики.

Помимо них есть и «теневые» игроки — частники, заманивающие клиента с помощью объявлений, расклеенных на остановках. Кто они — неизвестно. Дают деньги в долг они так же охотно, как и МФО, но афишировать и рассказывать о себе не хотят и сразу вешают трубку. Как правило, их процентные ставки значительно выше, нежели у микрофинансовых организаций.

«Рост количества обращений к микрозаймам со стороны населения мы связываем в первую очередь с нехваткой денег у клиента. Зарплаты у людей не выросли, цены на потребительские товары стали значительно выше», — говорит сотрудник компании «Деньги мигом» Дмитрий Неверов.
В кризис население берет деньги у микрофинансовых организаций: дожить до зарплаты, погасить кредит в банке или купить товар в магазине

Услуги микрофинансовых организаций привлекают своей простотой: в отличие от банков здесь не нужны справки и другие дополнительные документы, и не нужно ждать по несколько дней одобрения займа.

«Банки сейчас ужесточили условия выдачи кредитов, сроки рассмотрения заявок на выдачу длятся по 5-7 дней. Но людям по-прежнему нужны деньги, тем более сейчас у них своих денег на руках стало меньше», — добавляет Неверов. При этом людей не смущает тот факт, что суточная ставка у микрофинансовых организаций достигает 1-2%.

Максимальный срок договора между организацией и заемщиком составляет всего 16 дней, добавляет собеседник. Далее его можно продлить, если клиент не успевает вовремя отдать деньги с набежавшими процентами.

«С проблемными клиентами мы работаем также, как и с законопослушными. Даже если у клиента были ситуации просрочки и возврат денег осуществлялся через судебные инстанции, как правило, идем им навстречу в выдаче новых займов. Пользуются микрозаймами люди с небольшими доходами, в этом и заключается особенность рынка микрофинансирования», — говорит Неверов.

«1-2% к микрозайму — небольшая процентная ставка от микрофинансовых организаций. На этом рынке очень много организаций, дающих деньги и под 10% в сутки», — говорит  менеджер ООО «Центрофинанс Групп» Анастасия Иванова.

Объяснить рост популярности микрозайма просто: люди сейчас сильно «закредитованы», взяли много кредитов. При этом банки ужесточили требования в предоставлению новых займов. Поэтому сегодня вырос поток клиентов.

«Перехватить» сумму до зарплаты, погасить текущий платеж по кредиту, взять недостающую сумму для покупки товара — все это говорит о том, что у населения сейчас туго с деньгами. Многие живут от зарплаты до зарплаты.
В кризис население берет деньги у микрофинансовых организаций: дожить до зарплаты, погасить кредит в банке или купить товар в магазине

«Центрофинанс Групп» старается не связываться с проблемными клиентами. Если человек взял деньги и не отдал, в следующий раз ему, скорее всего, будет отказано, говорит Иванова.

«Это связано с издержками, которые несет организация при взыскании денег с клиента. Потеря денег при судебных разбирательствах сильно сказывается на наших взаимоотношениях с другими клиентами, кто честно выполняет свои обязательства перед организацией», — резюмировала Иванова.

В условиях кризиса микрофинансовые организации стали более лояльно относиться к просроченным займам, говорит один из сотрудников МФО на условиях анонимности.

«Если раньше мы терпели просрочку в неделю, а потом начинали начислять штрафные проценты, то сейчас клиенту, который идет с нами на контакт, можно не волноваться по поводу штрафов до месяца», — говорит собеседник. По его словам, поставлена задача максимально лояльно относиться к клиентам, оказавшимся в трудной ситуации.

 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *