Будущее онлайн-СМИ: в этом году интернет-издания будут все больше вовлекать читателей в непосредственную журналистскую работу

2015 год принесет успех онлайн-изданиям
2015 год принесет успех онлайн-изданиям, которые смогут сделать упор на
вовлечение аудитории в активную реакцию на свои материалы (вступление в
обсуждения, комментарии, репосты), сместив акцент с привычной и простой
«заголовочной» модели с учетом только лишь просмотров и посещаемости

Глеб Лихачев — Казань 

Этот год будет успешным для тех онлайн-изданий, которые смогут сделать упор на вовлечение аудитории в активную реакцию на свои материалы (вступление в обсуждения, комментарии, репосты), сместив акцент с привычной и простой «заголовочной» модели с учетом только лишь просмотров и посещаемости. Такие выводы сделаны в прогнозах аналитического центра BrandAnalytics на тенденции индустрии онлайн-СМИ. 

Редакции онлайн-изданий часто выуживают из соцсетей новости и фотографии пользователей, которые по воле случая находятся в центре тех или иных событий.  

По результатам исследования BrandAnalytics, в прошлом году в СМИ выросло  использование так называемого пользовательского контента: это фото, видео, сообщения людей по всему миру и на всех значимых мероприятиях и событиях. Олимпиада, Чемпионат мира по футболу, события в Крыму и на юго-востоке Украины, резкие изменения курсов валюты – все нашло отражение в пользовательских материалах. 

В 2015 году активная интеграция пользовательского и редакционного контента, по мнению аналитиков центра, продолжится. 

Будущее онлайн-СМИ: в этом году интернет-издания будут все больше вовлекать читателей в непосредственную журналистскую работу

«Все верно, есть тенденция на возвращение к UGC (User-generated content, пользовательский контент — KazanFirst). Несколько лет назад медиа сильно разошлись с сервисами, а пользователей признали недееспособными авторами, — говорит главный редактор журнала «Афиша» Даниил Трабун. — Потом появился Medium, а большинство медиа стало собирать подборки гифов, коубов, вайнов и инстаграмов. Второе, это другая давняя тенденция — кураторский контент и любовь. Но Medium и повышение качества пользовательских блогов, к примеру, на YouTube, то самое». 

О пользователях забывать нельзя, пусть деятельных — мизерное количество, считает Трабун. «Из примеров российских медиа, которые правильно работают с пользователями, это, конечно Sports.ru со своими блогами и закрытый платный клуб TJournal.ru, — говорит он. — Вторые — еще и пример грамотной монетизации: редакция сначала собрала комьюнити, а потом закрыла комментарии и стала продавать доступ за деньги. Вроде бы успешно». 

Будущее онлайн-СМИ: в этом году интернет-издания будут все больше вовлекать читателей в непосредственную журналистскую работу
Главный редактор журнала «Афиша» Даниил Трабун

«Да, пользовательский контент позволяет редакциям экономить время и деньги, но чаще всего это не является интеграцией. Это паразитирование», — считает Марк Шейн, управляющий сообществом «Лентач» (674 000 подписчиков в группе «Вконтакте»). 

По его словам, издания воруют пользовательский контент, выпрашивают разрешение на его использование или заманивают лояльного пользователя на свою площадку, прикрываясь идеями сообщества и при этом бесплатно используя его труд ради собственной наживы. Пока нет взаимовыгодных систем сосуществования, уверен Шейн. 

Впрочем, некоторые издания иногда платят деньги таким «народным корреспондентам», но пока это выглядит скорее как исключение, чем правило.  

Популярные онлайн ресурсы, сопровождаемые группами единомышленников, будут самостоятельно или через давление надзорных органов, таких как Роскомнадзор,  трансформироваться в СМИ, говорится в исследовании BrandAnalytics. Этому может немало поспособствовать закон, приравнивающий блогеров и популярных в социальных сетях пользователей к средствам массовой информации. 

«Это про Россию: а в России, как известно, нельзя загадывать. Дело в том, что надзорные органы давят только тогда, когда это им нужно», — говорит Трабун. Поэтому, на его взгляд, появление большого количества СМИ из одного человека и инди-вебзинов — не следствие такой ситуации в России. «Скорее, это связано с тем, что человеку все проще делать собственное маленькое медиа, которое по качеству лучше блогов прошлого», — считает он. 

«Популярные ресурсы не будут и не смогут трансформироваться в СМИ, потому что есть принципиальные различия между сообществом и изданием, — не согласен Шейн. —  Давление надзорных органов минимально, оно слишком переоценено».Собеседник уверен, что требование контролирующих структур прямо пропорционально вовлечению издания в политическую деятельность.

На развлекательные ресурсы, которые не лезут в политику, давления просто нет, добавляет Шейн. А именно такие ресурсы и пользуются наибольшим спросом. 

В этом году ожидается рост информационных атак на персоны, группы, компании, регионы и государства. К привычным активным каналам добавятся и новые, в том числе с первоначальным вбросом через «мусорные» сайты и аккаунты и дальнейшим задействованием журналистов, редакций и СМИ. 

СМИ больше не воспринимаются как уникальный и единственный канал получения информации, особенно для молодых поколений, рассуждают эксперты BrandAnalytics.В представлении читателей СМИ будут делиться не по подходам в подаче и предоставлении информации, а по тому, насколько трактовка информационного повода согласуется с представлением человека и его привычных групп общения. Неверная оценка или интерпретация восприятия общества по значимым вопросам будет приводить к существенному оттоку читателей. 

«В последнее время изменилась структура интернет-пользователей — в онлайн пришли пожилые люди и люди среднего возраста, их количество со временем будет нарастать, скажется демографическая яма 90-х годов», — рассуждает заместитель главного редактора «Ленты.ру» Павел Пряников. По его словам, уже сейчас 50% читателей онлайн-СМИ — это люди от 35 лет. 

Будущее онлайн-СМИ: в этом году интернет-издания будут все больше вовлекать читателей в непосредственную журналистскую работу
Замглавред «Ленты.ру» Павел Пряников

«Нас ждет четкое разделение на «молодежные» СМИ — такие, как ВОС или TJournal — и традиционные, рассчитанные на людей с советским образованием, — продолжает Пряников. — Последние окуклятся, обособятся, там будут появляться длинные аналитические тексты, рассчитанные на образованных людей, которые будут покидать телевизионную аудиторию». 

Растущие объемы новостной информации и ограниченные временные рамки потребуют от интернет-СМИ смещения акцентов на инфографику, фото- и видеоматериалы. Успешные издания будут ускорять внутриредакционные процессы и формировать новые каналы поступления оперативной информации, прогнозируют аналитики. 

«Инфографика, объяснительная журналистика короткой формы – безусловно будущее СМИ. Это тренд десятилетия», — говорит Шейн. К сожалению, никому пока не удается с ним хорошо работать, сетует он. 

«В ближайшем будущем люди начнут уходить во “внутреннюю миграцию”, все больше будет появляться специализированных интернет-СМИ, причем посвященных темам очень широкого диапазона — от вязания до науки», — предполагает Пряников. 

«В 2015 традиционные СМИ ждут проблемы с сокращением рекламных бюджетов, штатов. А значит, будут пересматриваться только внутренние механизмы работы, — прогнозирует Шейн. — Издания станут проще, эффективней. Ни о каком качественном рывке в условиях кризиса говорить не приходится». 

Главная тенденция развития интернет-СМИ, по мнению Трабуна, новые подходы к видео. «Создание видео теперь не такое дорогое, плюс наметились проторенные дороги, а потребление видео на мобильных устройствах увеличилось в разы», — говорит он.

 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *