Стратегия Татарстан-2030: «За эти 15 лет кризис будет не один, но хочется рассчитывать, что республика останется на лидирующих позициях»

что Татарстан и дальше сможет удержать темпы роста и увеличить валовой региональный продукт. KazanFirst спросил экспертов
Проект развития РТ на ближайшие 15 лет предполагает, что Татарстан и дальше
сможет удержать темпы роста и увеличить валовой региональный продукт. KazanFirst
спросил экспертов, насколько это реалистично

Экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин и президент РТ Рустам Минниханов

Лейсана Набиева — Казань 

Недавно обнародованная первая редакция Стратегии «Татарстан-2030» содержит в себе не просто обнадеживающие, но несколько фантастические показатели. Если ее разработчики правильно предугадали развитие событий в ближайшие 15 лет, то в результате Татарстан должен занять первые позиции по росту валового регионального продукта (ВРП) в России и стать лидером в стране по темпам роста.  Увеличить показатели в 4,3 раза до 7 трлн рублей (от нынешних 1,6 трлн рублей ВРП) республика рассчитывает благодаря развитию экономических кластеров. 

Разработчиком стратегии является Леонтьевский центр — аналитическая группа экс-министра финансов России Алексея Кудрина. «Они работают по заказу Республики Татарстан, министерство экономики курирует как профильное министерство — Сария Сиразиева [первый замминистра экономики РТ] курирует написание самой программы», — рассказывает собеседник в правительстве.

Стратегия Татарстан-2030: «За эти 15 лет кризис будет не один, но хочется рассчитывать, что республика останется на лидирующих позициях»
Первый замминистра экономики РТ Сария Сиразиева

Документ на 152 страницах не лишен некоторой поэтичности, свойственной временам первой демократизации конца 80-х годов. Например, вот о чем говорится главе «Приоритеты  и цели долгосрочного развития РТ» —  «Центральной ценностью для Стратегии является Человек – неповторимая и свободная личность, осознающая ответственность за распоряжение своей свободной волей не только перед собой и окружающими, но и перед будущими поколениями». 

Но в итоге цель проекта — создать концепт будущего Татарстана как глобально конкурентоспособного процветающего региона, говорится в письме Сиразиевой KazanFirst.

Первая редакция Стратегии появилась в январе, напоминает собеседница, а сейчас ведется работа по формированию второй редакции.  Работа над проектом продолжается больше года, продолжает Сиразиева. По ее словам, в ней участвуют  все министерства и ведомства, крупные предприятия, ассоциации, муниципалитеты, создано 13 проектных площадок, на которых состоялось более 40 дискуссий, семинаров и конференций. 

Интересно посмотреть на некоторые положения и цифры. Например, разработчики Стратегии уверены, что доля малого среднего бизнеса в структуре ВРП к 2030 году будет минимум 30%, (максимум 40%). Сейчас этот показатель чуть больше 25%. То есть малый бизнес, по сути, останется на тех же позициях, что и сейчас.

Кроме того разработчики проекта весьма честно признают, что в Татарстане громоздкий госаппарат и «гиперцентрализация управления», которая выражается в том, что «единственный центр принятия решений – президент РТ». Через 15 лет президент республики будет делегировать ответственность и контролировать  достижение результатов в рамках надежной системы стратегического управления. 

В апреле этого года проект Стратегии будет внесен в кабмин, а после рассмотрения на заседании правительства должен быть внесен в Госсовет республики в мае. Кудрин говорил ранее, что проект после обсуждения нужно принять в виде федерального закона. 

«Надо ли ставить большие задачи, чтобы достичь большего? Мы анализировали стратегии на предмет амбициозности или реалистичности и пришли к выводу, что амбициозность, пожалуй, важнее», — рассказывает Борис Жихаревич, директор Ресурсного центра по стратегическому планированию при Леонтьевском центре. 

Стратегия Татарстан-2030: «За эти 15 лет кризис будет не один, но хочется рассчитывать, что республика останется на лидирующих позициях»
Директор Ресурсного центра по стратегическому планированию при Леонтьевском центре Борис Жихаревич

Смысл Стратегии в том, чтобы увлечь, создать новые стимулы, рассуждает он. Как всегда Татарстан продвигается через мощные проекты, крупные идеи всегда полезны. А насколько удастся достичь конкретных значений показателей, это вопрос второй, заявляет он. 

«Сами показатели всегда довольно ненадежны, масштабы цен меняются, но темп хочется задать побольше. За эти 15 лет кризис будет не один, но хочется рассчитывать, что Татарстан останется на лидирующих позициях», — отмечает собеседник. По его словам, эти цифры еще будут тщательно обсуждаться — это только первая редакция. 

Управленческий смысл проекта состоит в том, что в соответствии с теми приоритетами, которые стратегия зафиксировала, проект относится к документам целеполагания, продолжает Жихаревич. Главное — правильное направление движения определить и зафиксировать цель, в соответствии с ними будет формироваться план мероприятий и госпрограммы, которые финансируют конкретные мероприятия.

Рабочая версия Стратегии состоит из трех глав, там раскрываются конкурентные преимущества, цели и направления социально-экономической политики Татарстана. Обсуждения с министерствами идут по формализованному порядку: они должны дать свои замечания, предложения к тексту стратегии, добавить индикаторы, или отказаться от каких-то из них, рассказывает Жихаревич. 

Сейчас никто не знает, что должен включать план мероприятий, Татарстан является первопроходцем. В наших рекомендациях, которые мы готовим с минэкономики, будут указания на список существующих программ и те изменения в этом списке, которые мы считаем необходимыми на следующих этапах реализации, комментирует он. «На наш взгляд, должны появиться госпрограммы по развитию топливно-энергетического комплекса, нефтехимического комплекса, новые частно-государственные управленческие структуры», — перечисляет эксперт. 

14 июня 2014 года был принят закон о стратегическом планировании 172-ФЗ, по которому каждый субъект должен иметь стратегию, продолжает Жихаревич. Методическая база закона еще не готова. В этом году будут выпущены дополнительные нормативные акты, методические материалы, говорит он. 

Работа в течение года ведется следующим образом: разработчики выносят некоторые гипотезы, они обсуждаются по итогам рабочих встреч, в которых участвуют либо представители министерств, муниципальных образований, либо местные эксперты, говорит Владимир Грицких, руководитель местного офиса по разработке проектов стратегии 2030. «Это была публичная работа, ее никто не скрывал, она все это время освещалась на сайте, поэтапно согласовывалась и аккредитовывалась президенту и правительству». На исследования потратили порядка полутора лет, продолжает Грицких. 

Стратегия Татарстан-2030: «За эти 15 лет кризис будет не один, но хочется рассчитывать, что республика останется на лидирующих позициях»
Руководитель местного офиса по разработке проектов стратегии 2030 Владимир Грицких

В этом году разработка программы уже должна быть завершена, пока у нас есть первая версия, мы ее обсуждаем на заседаниях, совещаниях, отчетных сессиях, говорит собеседник в правительстве. Это стратегия всего — и муниципального развития, и промышленного, там и культура, и образование, отмечает он.  

Comment section

Добавить комментарий

Войти: