Радикальные движения в Татарстане: связь татарских националистов с исламистами

Радикальные движения в Татарстане: связь татарских националистов с исламистами


Последние события в Татарстане показали, что республика стала объектом деятельности различных организаций, цель которых дестабилизировать ситуацию в регионе и в стране.

Сегодня отчетливо проявляются направления, по которым пытаются разломить общество. Оттого все больше возникает насущная потребность в осознании угрозы и понимании процессов, которые могут угрожать межнациональному и межконфессиональному благополучию в республике.

Одним из таких моментов является сотрудничество радикальных татарских националистов с религиозными фундаменталистами. Данный союз выглядит достаточно странно, если не сказать больше. Идеологии двух движений не просто не имеют ничего общего, но и попросту противоречат друг другу.Радикальные движения в Татарстане: связь татарских националистов с исламистамиДостаточно сказать, что одни выступают за независимость Татарстана, другие же рассматривают республику как часть всемирного Халифата – исламского государства, где, естественно, ни о каком развитии татарской культуры и говорить не приходится. Просто потому что исламисты вообще не признают национальностей, а, следовательно, и их права на самоопределение.

Однако если представить, что главным стимулом их деятельности являются не идеологические убеждения, а деньги, то тогда их союз вполне объясним и преследует определенные цели.

Сотрудничество националистов с фундаменталистами началось еще в апреле 2012 года. Именно в то время Союз татарской молодёжи «Азатлык» организовал пикеты с требованием отставки тогда еще муфтия республики Илдуса Файзова за его попытку отстранить от руководства мечетью «Кул Шариф» скандально известного имама Рамиля Юнусова, впоследствии – хоть и при других обстоятельствах – все равно покинувшего свой пост.

Надо сказать, что роли в данном союзе изначально были определены достаточно четко: националисты занимаются организационными вопросами, исламисты обеспечивают массовость, финансируют мероприятия, а также осуществляют «спонсорскую помощь» видным представителям радикального националистического движения республики.Радикальные движения в Татарстане: связь татарских националистов с исламистами
В последующем данная схема еще не раз находила своё применение, в том числе и на митингах «против притеснения мусульман» в июле-августе прошлого года. В данных акциях активное участие приняли члены запрещенной экстремисткой организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами». При этом один из митингов вообще прошёл в соответствии с нормами шариата – с разделением его участников на женскую и мужскую половины.

Несмотря на то, что председатель СТМ «Азатлык» Наиль Набиуллин в дальнейшем публично признал ошибку союза с исламистами, все же тесные связи между ними сохранилась и по сей день. На это указывают два факта.Радикальные движения в Татарстане: связь татарских националистов с исламистами
Во-первых, в состав СТМ «Азатлык», став заместителем председателя организации, вошёл сторонник радикального ислама Айрат Шакиров, именующий себя «шейх Умар». Контакты между ним и Наилем Набиуллиным как раз зародились в период первых совместных акций националистов и фундаменталистов. Так что можно предположить, что Шакиров приставлен к Набиуллину, с тем, чтобы контролировать его движения и в случае необходимости направлять их в нужном русле.

Во-вторых, ряд националистов, скажем так старой гвардии, забыв о своих традиционных требованиях – в защиту татарского языка, культуры, нации – «вдруг» переориентировались на лозунги религиозной тематики. Например, в защиту Ислама, против притеснения мусульман и т.д.Радикальные движения в Татарстане: связь татарских националистов с исламистами
Яркими представителями таких пертурбаций являются Рафис Кашапов и Фаузия Байрамова. Здесь нет ничего удивительного. По сведениям наших источников, оба этих персонажа неоднократно получали и получают гонорары за поддержку представителей радикальных религиозных движений в республике и вовлечение татарских националистов в акции исламистов. Отчасти это им удается. Так, серия пикетов СТМ «Азатлык» в нынешнем году, приуроченная ко «Дню памяти татарского народа», началась с акции протеста «против притеснения мусульман в России».

Однако надо отметить, что участники данного союза изначально неравноправные партнеры. Исламские фундаменталисты, имея обширные зарубежные финансовые ресурсы, соответственно «заказывают музыку», и, значит, играют в коалиции главенствующую роль. При этом татарские националисты выступают в качестве ведомых и подчас в погоне за деньгами забывают о своих националистических взглядах и идеях. 
Радикальные движения в Татарстане: связь татарских националистов с исламистами
Так или иначе, симбиоз двух идеологий может привести к достаточно опасным последствиям для республики, которые заключаются в появлении линий разлома в обществе как по этническому, так и по религиозному принципу. Например, последние события демонстрируют, что усилия радикалов как раз направлены на создание конфликтных ситуаций и негативных отношений между татарами и русскими, татарами и кряшенами, мусульманами и православными, а также другими внутриэтническими и внутриконфессиональными группами в республике.

Айрат Замалиев


Опубликовано 06.12.2013

Комментировать