В пик кризиса количество безработных в Набережных Челнах может достигнуть 17 500 человек

Сложившаяся в городе негативная экономическая ситуация к концу года заставила челнинские предприятия вспомнить
Сложившаяся в городе негативная экономическая ситуация к концу года заставила
челнинские предприятия вспомнить, казалось бы, уже забытые времена 2008-2009
годов

Александр Жидких — Набережные Челны 

Количество безработных в Набережных Челнах может достигнуть 17500 человек, увеличившись более чем в 7 раз от текущих показателей, если кризис достигнет масштабов 2008-2009 годов, прогнозирует директор центра занятости населения Татьяна Быданова.

По ее данным, сейчас количество безработных горожан в автограде составляет чуть более  2000. Она называет обстановку на рынке труда стабильной, уровень безработицы составляет 0,76% от экономически активного населения. Большого потока соискателей не наблюдается. 

Но такова официальная статистика. На деле же все выглядит не так радужно. Сложившаяся в городе негативная экономическая ситуация к концу года заставила челнинские предприятия вспомнить, казалось бы, уже забытые времена 2008-2009 годов. И по-своему готовиться к худшему.  

В пик кризиса количество безработных в Набережных Челнах может достигнуть 17 500 человек
Директор центра занятости населения Татьяна Быданова

Только по официальным данным индекс промышленного производства в городе в будущем  году, по прогнозу, должен просесть на 1,1 процентных пункта, до 98,1%. 

Сильнее всего от ситуации в экономике пострадал коммерческий автопром, где локомотивом является «Камаз». В связи со снижением продаж автогигант уже объявил об окончательном переходе с декабря 2014 до мая 2015 года на 4-дневую 32-часовую рабочую неделю без оплаты пятничных дней простоя, дав, таким образом, своим смежникам и партнерам пищу для раздумий. 

Еще на 8 предприятиях среднего и малого бизнеса прогнозируется  введение  режима   неполной рабочей недели с  различными  периодами занятости, добавляет Быданова.

Не радужные перспективы

Рынок грузовых автомобилей в России по-прежнему показывает негативные тенденции. Правда, при этом продажи «Камаза» упали к концу ноября нынешнего года значительно меньше, чем в целом реализация коммерческих автомобилей. Концерн просел лишь на 14%, тогда как падение рынка достигло 25%. Благодаря этому продукция «Камаза» продолжает доминировать в России, удерживая долю продаж на уровне 40%. Если пике, в котором сегодня фактически находится весь коммерческий автопром, продолжится и в декабре, «Камаз» вряд ли сможет выйти на оптимистичные потери в 6-7% от кризисных показателей. Это будет означать только одно: компания рискует остаться не с 2000 непроданных автомобилей, как заявлял ИТАР-ТАСС гендиректор предприятия Сергей Когогин, а со значительно большим их количеством 

Если на «Камазе» падают темпы производства, это же самое произойдет у компаний, плотно связанных с автозаводом. Таких в Набережных Челнах едва ли не 2/3 от общего количества. 

В пик кризиса количество безработных в Набережных Челнах может достигнуть 17 500 человек

Автозавод объявил о программе оптимизации численности персонала (см. ранее по теме). По данным Быдановой, в  2015 году «Камаз» планирует сократить всего 120 человек, это менее 0,3% от численности персонала. Всего на предприятии трудится около 17% от численности занятых в экономике. 

«Мы уже в полной мере ощутили на себе все последствия надвигающегося кризиса, — говорит генеральный директор  торгово-промышленной компании «Алтиком» Владимир Алтухов.Продажи компании в этом году по сравнению с ноябрем 2013 года упали на 50%. Мощности «Алтикома» на 70% завязаны на «Камаз». По словам топ-менеджера, компания не собирается сокращать персонал, но возможно сократит зарплаты. 

Скорее всего, как и «Камаз», сотрудники уйдут в корпоративный отпуск в январе, а дальше руководство будет корректировать деятельность компании сообразно планам  автозавода, добавил собеседник. «Придется снова как в 2008 году затянуть пояса и искать новые пути сбыта своей продукции, чтобы остаться на плаву», — резюмировал он. 

Впрочем, у других компаний ситуация прямо противоположная. «Наша компания за два месяца получила такой объем производства, который за 5 лет не получала», — ранее говорил KazanFirst председатель совета директоров набережночелнинского литейно-механического завода «Магнолия» Сергей Майоров. «Раньше продукцию, которую производим мы, брали с Украины, с Китая, сейчас закупают у нас. Мы должны вырасти на 10-15% в 2015 году», — говорил предприниматель. 

Пока никаких особых изменений в своей деятельности не испытывает объединение «Татэлектромаш», чья деятельность связана со строительным рынком. В составе структуры несколько самостоятельных предприятий –завод металлоконструкций «Набережночелнинский трубный завод», завод транспортного электрооборудования. 

В пик кризиса количество безработных в Набережных Челнах может достигнуть 17 500 человек

«Честно признаться, мы не ощущаем на себе последствий падения экономики, — говорит замгендиректора Рустам Хафизов. По его словам, в течение года объединение ни разу не снижало объемы производства. До конца года у компании еще много обязательств перед заказчиками, говорит собеседник: «Поэтому говорить о каких-то мерах по сокращению издержек не приходится». 

Ситуация в следующем году вряд ли серьезно заденет компанию, поскольку строительный рынок не так чутко реагирует на тенденции в экономике, как автопром, добавляет Хафизов: «Если что-то и случится на строительном рынке, то это не приведет к катастрофическим последствиям. По крайней мере для нашей компании». 

Кстати, по данным Быдановой, 80% вакансий в городе, открытых по рабочим профессиям, связаны со строительством (каменщики, монтажники, штукатуры, маляры, электромонтеры, автоэлектрики, операторы ЭВМ и др.) 

Если в автомобильной отрасли дела стали ухудшаться, то это вовсе не означает, что она должна тянуть вниз за собой остальные, говорит эксперт АК&М Николай Миронченко 

Строительные компании, дабы не тратить лишние деньги на покупку новой техники, могут вполне сносно обойтись еще и старыми запасами, что, конечно же, плохо для российского автопрома, но не смертельно для строительства. Поэтому, считает Миронченко, отрасли российской экономики по-разному переживут кризисные времена.

«Что касается экономического спада в Набережных Челнах, где основным барометром развития города по-прежнему остается “Камаз”, то здесь ситуация может повториться с точностью 2008 года. Однако, как и тогда компания может получить от государства поддержку, чтобы таким образом снизить социальную напряженность в городе», — заключил эксперт. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: