Развитие социальных сетей и интернета позволяет быть журналистом обычному человеку

В Общественной палате анализировали
В Общественной палате анализировали, как СМИ Татарстана освещают
этноконфессиональные отношения в республике

Во вторник в Общественной палате (ОП) прошёл круглый стол «Журналистская этика и роль СМИ в освещении и формировании этноконфессиональных отношений». Выяснилось, что сегодня в вузах не готовят журналистов, специализирующихся на этнических и религиозных проблемах. А переход на систему бакалавриата делает эту задачу трудновыполнимой. Участники обсуждения разделили татарстанские СМИ на традиционные и современные. В основном критиковали современные — социальные сети, блоги и интернет-ресурсы. Некоторые из участников жаловались и на традиционные СМИ, в частности на телеканал «ТНВ»

Во вчерашней дискуссии в Общественной палате РТ приняли участие как члены самой палаты, так и представители СМИ: агентство «Татмедиа», телеканал «Татарстан — Новый век» и другие государственные масс-медиа.

Тон обсуждению задал Анатолий Фомин, председатель Общественной палаты. По его словам, проблема в работе СМИ — это квалифицированная специализация журналистов по темам межконфессиональных и межэтнических отношений. Есть ли у вас журналисты, которые специализируются по этим вопросам; готовите ли вы таких специалистов; обучаете ли вы их на рабочем месте. Такие вопросы задал Фомин представителям «Татмедиа», «ТНВ» и института массовый коммуникаций.

Развитие социальных сетей и интернета позволяет быть журналистом обычному человеку

Выяснилось, что подготовка специалистов по проблематике этноконфессиональных отношений в Татарстане не ведётся. Светлана Шайхитдинова, завкафедрой журналистики института массовых коммуникаций и социальных наук КФУ заметила, что  вузы полностью перешли на систему бакалавриата-магистратуры и в этом году будет последний выпуск студентов по системе специалитета. По её словам, именно специалитет более менее позволял студентам самим выбирать интересующие темы и писать по ним курсовые дипломы. Это давало студенту определённую специализацию, в том числе по этноконфессиональным проблемам. Повсеместное введение бакалавриата сужает такую возможность, сетовала Шайхитдинова.      

Представители «Татмедиа», «ТНВ» и других масс-медиа заверили Фомина, что у них специализация происходит на рабочем месте. Выпускник приходит в СМИ, начинает работать по направлениям, которые ему назначаются редактором, либо он выбирает самостоятельно. Таким образом, журналист набирается опыта и становится специалистом в различных областях, обзаводится контактами, в том числе и в этноконфессиональных вопросах, но не имеет соответствующей вузовской подготовки.

Развитие социальных сетей и интернета позволяет быть журналистом обычному человеку

«За последние 5-10 лет мы наблюдаем, что молодёжь и люди до 30 лет не воспринимают ту информацию, которая доносится традиционным журналистским сообществом, традиционными СМИ», — заявил Лаззат Хайдаров, главный советник отдела государственно-конфессиональных отношений департамента президента РТ по вопросам внутренней политики. По его словам, развитие мобильных устройств, социальных сетей и интернета позволяет быть журналистом обычному человеку. Традиционные журналисты замыкаются на тексте, пытаются представить его идеально написанным и объективным; однако современные СМИ борятся за аудиторию, за подписчиков, поэтому допускают искажения и различные информационные вбросы, говорит Хайдаров. Хотя они должны обрабатывать, перепроверять и анализировать информацию, прежде чем её выдавать, добавил он.

Государство и общественные организации должны научиться работать с новыми СМИ, так как они сейчас в основном заполняют информационное поле, а не традиционные телевизионные или печатные СМИ, сделал вывод Хайдаров.

Специальное исследование по распространению информационного вброса о шариатских исламских патрулях в селе Базарные Матаки сделала Лилия Сагитова, старший научный сотрудник отдела этнографии института истории. По её словам, движущей силой распространения вброса стали именно так называемые новые СМИ — онлайновые ресурсы, блоги, соцсети. Информационным источником о патрулях были ресурсы, связанные с Обществом русской культуры. Как только эту информацию первым подхватила электроная газета «Интертат», то сразу пошла волна перепечаток и другими татарстанскими СМИ вплоть до федеральных изданий, заявила она. Информационная волна о патрулях очень сильно ударила по этноконфессиональному имиджу Татарстана, за его пределами заговорили о якобы притеснениях православных, о резком неприятии иммигрантов в республике, сетовала Сагитова.

Развитие социальных сетей и интернета позволяет быть журналистом обычному человеку

Однако проблему в освещении этноконфессиональных проблем в республике есть не только у новых СМИ, но и у традиционных, отметила Людмила Белоусова, руководитель общественной организации кряшен Татарстана (ООКТ) и редактор газеты «Туганайлар».

«Мы [ООКТ] обращались за помощью к «ТНВ», чтобы освятить кряшенский вопрос в Татарстане: поджоги церквей в республике, раскол с казанской общественной организацией кряшен», — говорила Белоусова.

Телеканал сделал сюжеты о кряшенах без предварительного согласования, сетовала она. В итоге, по всему Татарстану рассказали о расколе кряшен, где кряшен казанской организации показали как борцов за сохранение своей национальной идентичности. А кряшен татарстанской организации — обращающих своих сторонников в ислам. Это привело к тому, что работа татарстанской организации едва не приостановилась: многие её члены начали бойкотировать важные мероприятия. А на редакцию «Туганайлар» возмущённые кряшены начали писать жалобы, вплоть до угрозы судебных разбирательств.

Ильнур Ярхамов

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *