оптовой торговли дизельным топливом
Во вторник в Арбитражном суде Татарстана начнется очередной процесс между «Таиф-НК» и Управлением Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по республике. Компания просит исключить ее из реестра организаций, имеющих более 35% доли рынка. Аналогичные претензии к УФАС были у «Таиф-НК» и раньше. В нынешнем случае речь идет об оптовой торговле дизельным топливом
Инициатором судебного разбирательства стало ООО «Таиф-НК». Компания подала в татарстанский арбитраж иск о признании незаконным бездействия УФАС по РТ. Антимонопольное ведомство включило «Таиф-НК» в «реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35% или занимающих доминирующее положение». Это решение компания и оспаривает.
Из реестра следует, что «Таиф-НК» контролирует более половины республиканского рынка оптовой торговли дизельным топливом.
Компании, включенные в реестр, не могут совершать некоторые сделки без согласования с ФАС, например, покупать других юрлиц, работающих на этом же рынке, объясняет эксперт по антимонопольному законодательству Юрий Лукин.
Процесс, по его мнению, будет заключаться в оценке рынка и долей его участников. Проще говоря, «Таиф-НК» предстоит доказывать, что они числятся в реестре необоснованно. На момент публикации получить комментарии представителей УФАС и «Таиф-НК» нам не удалось.
«Таиф-НК» — очень сильный игрок, и его позиция на рынке позволяет влиять на цену топлива в регионе, считает эксперт инвестиционной компании «Капиталл» Виталий Крюков. УФАС посчитало долю компании завышенной, но ведомство использовало данные 2010-2011 годов, отмечает содиректор аналитического отдела «Инвесткафе» Григорий Бирг. Дело в том, что с тех пор в Татарстане появилось еще одно нефтеперерабатывающее предприятие – завод «Танеко» (дочернее предприятие «Татнефти»).
Например, с марта этого года «Танеко» начал отгружать дизельное топливо стандарта «Евро» в систему магистральных нефтепродуктопроводов «Транснефти». Сетевая компания планирует принимать до 20 тысяч тонн нефтепродукта в месяц для сдачи на внутренний рынок России. Как ранее сообщали информагентства, топливо будет поставляться преимущественно на нефтебазы Татарстана. В следующем году объемы транспортировки планируется увеличить до 30 тысяч тонн в месяц. В 2017 году «Танеко» собирается начать поставку дизтоплива на экспорт в объеме 120 тысяч тонн в месяц.
Доля «Таиф-НК» в этой связи непременно должна была сократиться, говорит Бирг.
Хотя в прошлом году компания сообщала, что на ее долю приходится 95,7% дизельных топлив.
У «Таиф-НК» и антимонопольной службы нередко возникают разногласия, которые доходят до Президиума Высшего арбитражного суда.
Побеждает в них то одна, то другая сторона. Аналогичные претензии к компании к УФАС возникали и ранее, начиная с 2011 года. Тогда «Таиф-НК» проиграл во всех инстанциях и был оштрафован за злоупотребление доминирующим положением.
Булат Айваров
Comment section