Ялта. Троллейбус, канатная дорога, Ай-Петри и «Ласточкино гнездо»

KazanFirst продолжает рубрику «Крымские прогулки»
KazanFirst продолжает рубрику «Крымские прогулки»

KazanFirst продолжает рубрику «Крымские прогулки». Вместе с нашим корреспондентом мы проедем по всем заметным местам полуострова. Мы уже побывали в Бахчисарае и Евпатории. Сегодня — Ялта

Вы когда-нибудь ездили на междугороднем троллейбусе? Никаких костюмов с отливом, никаких машин с магнитофоном. Только хардкор! В Ялту надо ездить на троллейбусе, еще и по самому длинному троллейбусному пути в мире. Если вам повезет, и вы проедете по этому маршруту (почти 90 км) на старом советском троллейбусе марки «Шкода» – тогда впечатлений хватит на всю жизнь. Выехав из Симферополя, через каких-то два часа вы окажетесь на ялтинском автовокзале. 

Изначально Южный берег и центральную часть Крыма собирались связать железнодорожным полотном, но строительству помешала война, а затем начались оползни. В 1958 году правительством Украинской ССР было принято решение строить междугородную горную троллейбусную линию Симферополь – Алушта – Ялта.

Ялта. Троллейбус, канатная дорога, Ай-Петри и «Ласточкино гнездо»

Троллейбусную сеть собирались развивать, планировалось запустить маршрут от Керчи до Севастополя. Для этого требовались большие мощности электроэнергии. На территории полуострова начали строить крымскую АЭС, но так и не достроили.

К ней мы еще вернемся в другом репортаже. Удивительно, но до 1980-х годов на линии действовали маршруты грузовых троллейбусов. Интересно бы было посмотреть на них. Как бы ни ругали бывшего президента Украины Виктора Януковича на Украине, именно он в 2010 году начал возрождать троллейбусное сообщение в Крыму.Многие местные жители ему за это благодарны. Ведь возрождать крымский троллейбус пришлось практически из пепла.

 Ялта. Троллейбус, канатная дорога, Ай-Петри и «Ласточкино гнездо»

Другая интересная достопримечательность Ялты – это канатная дорога, расположенная в самом центре города. Особо никакого интереса она ни у кого не вызывала, пока ее не показали в фильме Соловьева «Асса». После этого к кабинкам начали выстраиваться немыслимые очереди. Герои кинофильма 1987 года катаются на канатной дороге «Ялта – Горка», а за кадром звучит песня «Под небом голубым». Саму канатную дорогу открыли в 1967 году. Продолжительность пути почти такая же, как в первой очереди казанского метро — 12 минут.

Наверху есть смотровая площадка, с которой открывается неописуемой красоты вид на море и часть Ялты. Вход на канатную дорогу расположен неподалеку от отеля «Таврида», где снималась большая часть фильма «Асса». В ресторане этого отеля Цой исполнял песню «Перемен», которой и заканчивается фильм. О «Тавриде» мы поговорим отдельно в следующем репортаже.

 Ялта. Троллейбус, канатная дорога, Ай-Петри и «Ласточкино гнездо»

В Ялте делают отличное вино, но писать об этом в СМИ запрещено законом. Поэтому я напишу про Царский дворец в Массандре. Массандра – это поселок, который входит в состав Большой Ялты. Здесь находится винодельческий завод. Большая Ялта – это территория, которая подчиняется ялтинскому городскому совету. Территория «Большой Ялты» располагается от Фороса до Краснокаменки и включает в себя два города: Ялту и Алупку. Сам царский дворец прекрасен, хоть и требует некоторого ремонта. Проектировал дворец в Массандре Этьен Бушар, по замыслу которого дворец должен был выглядеть романтично на фоне серых скал и зелени парка. Строительство дворца в Массандре начал князь Воронцов, отпрыск новороссийского генерал-губернатора. В 1881 году появилась первоначальная постройка: две круглые башни с островерхими крышами, мансарды и полукруглые лестницы. Но дворец не достроили, сначала умер архитектор, а затем и сам заказчик здания.

 Ялта. Троллейбус, канатная дорога, Ай-Петри и «Ласточкино гнездо»

В 1889 году новым владельцем дворца стал император Александр III.Он пригласил петербургского архитектора Максимилиана Месмахера. Тогда серые стены были покрыты желтой плиткой, как сейчас. Дворец служил царской дачей, в нем не было роскошных залов для приема многочисленных гостей.

Последний царь — Николай II —отказался от дворца; дача пустовала, но за ней был постоянный уход.

Ялта. Троллейбус, канатная дорога, Ай-Петри и «Ласточкино гнездо»

После революции дворец был переоборудован в туберкулезный санаторий. С 1945 до 1948 года во дворце размещался корпус института виноградарства и виноделия «Магарач», а с 1948 года здесь была государственная дача.

Сейчас же дворец представляет собой красивый туристический объект. Гулять вокруг дворца и в царском парке можно совершенно бесплатно.

 Ялта. Троллейбус, канатная дорога, Ай-Петри и «Ласточкино гнездо»

Дальше можно отправиться посмотреть на «визитную карточку» Крыма. Принято считать, что «Ласточкино гнездо» находится в Ялте.На самом деле оно недалеко от Ялты — в поселке Гаспра. Находится достопримечательность на отвесной 40-метровой Аврориной скале. По мифическому приданию Аврора является богиней утренней зари. Напоминает «Ласточкино гнездо» уменьшенную копию средневекового замка и больше походит внешним видом на ресторан, чем на музей. Сведения о «Ласточкином гнезде»весьма противоречивы. Документальных свидетельств почти не сохранилось. Вот некоторые факты, которые я узнал, находясь внутри «Ласточкиного гнезда»: 

— Из очерка Ф. Д. Вебера «Город Ялта с его окрестностями» (1886 год): «Близ маяка придворный врач Ливадии д-р Тобин устроил пансион для больных, который, хотя и весьма мал, может считаться лучшим пансионом Южного берега, тем более что он находится под постоянным надзором врача, хорошо знакомого со всеми условиями этой местности».

Ялта. Троллейбус, канатная дорога, Ай-Петри и «Ласточкино гнездо»

— Первое упоминание о замке находится в путеводителе по Крыму Головкинского, изданном в 1894 году: «На утесе, у края обрыва, стоит оригинальный дом г. Тобина, в виде замка, с башнею. Между маяком и утесом разбросаны дачные домики того же землевладельца».

— В. Святковский в книге «Южный берег Крыма от Ялты до Алупки» (1902 год) отмечает: «Над самым обрывом мыса прилепилась дача покойного врача Тобина, называемая «Ласточкино гнездо», напоминающее каменные гнезда осетинских деревушек на Военно-грузинской дороге».

— Вот что рассказывают авторы, вышедшей в 1928 году, по горячим следам, книги «Черноморские землетрясения 1927 года и судьбы Крыма»: «В Ай-Тодоре значительно пострадало Ласточкино гнездо», где в последнее время был ресторан. В ночь на 12 сентября на балконе, висящим над морем, ужинало довольно много посетителей. Публика разошлась всего лишь за 10 минут до главного толчка, от которого обрушилась башня этой затейливой дачи. Упавшие на балконы камни разбили стулья, сломали перила и сбросили часть этой мебели в море, куда последовали бы и посетители, если бы они задержались хотя бы на 10 минут дольше».

 Ялта. Троллейбус, канатная дорога, Ай-Петри и «Ласточкино гнездо»

Ласточкино гнездо – это, конечно, красиво и интересно, но когда есть возможность увидеть Ялту, как на ладони, надо этой возможностью обязательно воспользоваться. Вертолет для этого не понадобится, можно воспользоваться услугами канатной дороги или взять обычное такси. Лично я рекомендую второй вариант – цена останется прежней, но вы увидите горный водопад и царскую беседку. Я говорю про подъем на гору Ай-Петри, высота которой более 1 км. На самой горе есть небольшой поселок и военные радары противовоздушной обороны. Говорят, что зимой тут дуют невыносимые ветра, и советским военным запрещено было перемещаться по горе без страховочного троса. Даже летом тут можно встретить небольшие снежные сугробы.

Пожалуй, Ялта – это самое насыщенное историческое место Южного берега Крыма. Ялту можно смело считать центром побережья во всех смыслах этого слова. Трудно поверить, что Ялта некогда была небольшой рыбацкой деревушкой. Лично мне очень хочется, чтобы возродили ялтинскую киностудию, которая в свое время выпустила незабываемые советские кинофильмы, которые вы без проблем вспомните, оказавшись здесь. 

Ялта. Троллейбус, канатная дорога, Ай-Петри и «Ласточкино гнездо»

Ялта. Троллейбус, канатная дорога, Ай-Петри и «Ласточкино гнездо»

Ялта. Троллейбус, канатная дорога, Ай-Петри и «Ласточкино гнездо»

Ялта. Троллейбус, канатная дорога, Ай-Петри и «Ласточкино гнездо»

Ялта. Троллейбус, канатная дорога, Ай-Петри и «Ласточкино гнездо»

Ялта. Троллейбус, канатная дорога, Ай-Петри и «Ласточкино гнездо»

Ялта. Троллейбус, канатная дорога, Ай-Петри и «Ласточкино гнездо»

Ялта. Троллейбус, канатная дорога, Ай-Петри и «Ласточкино гнездо»

Ялта. Троллейбус, канатная дорога, Ай-Петри и «Ласточкино гнездо»

Ялта. Троллейбус, канатная дорога, Ай-Петри и «Ласточкино гнездо»

Ялта. Троллейбус, канатная дорога, Ай-Петри и «Ласточкино гнездо»

Ялта. Троллейбус, канатная дорога, Ай-Петри и «Ласточкино гнездо»

Ялта. Троллейбус, канатная дорога, Ай-Петри и «Ласточкино гнездо»

Ялта. Троллейбус, канатная дорога, Ай-Петри и «Ласточкино гнездо»

Ялта. Троллейбус, канатная дорога, Ай-Петри и «Ласточкино гнездо»

Ялта. Троллейбус, канатная дорога, Ай-Петри и «Ласточкино гнездо»

Никита Перфильев 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *