«Камаз» закрыл первый квартал с убытком 1,3 млрд рублей


Крупнейший российский производитель грузовиков – «Камаз» завершил первый квартал 2014 года с убытком в 1,3 млрд рублей. Это связано с падением продаж, которое в свою очередь вызвано снижением рынка тяжелых грузовиков. Производство компании в начале года снизилось почти на четверть. Шансы на то, что спрос на грузовики вырастет есть, но по итогам года «Камаз» вряд ли заработает больше прошлогоднего, считают эксперты 

В первом квартале 2014 года «Камаз» получил 1,3 млрд рублей чистого убытка, рассчитанного по РСБУ, говорится в опубликованном вчера квартальном отчете. В прошлом году тот же период компания закрыла с прибылью в 644 млн рублей. Выручка «Камаза» в январе-марте сократилась на 22% и составила 18 млрд рублей (в первом квартале 2013 года было 23,1 млрд рублей). Продажи продукции «Камаза» за три месяца принесли 823 млн рублей убытка.

Из отчетности видно, что потери компании связаны в основном с ростом коммерческих расходов. По сравнению с первым кварталом 2013 года они увеличились в 2,8 раза, составив 2,5 млрд рублей. Рост коммерческих расходов в качестве одной из основных причин убытка называют и в компании. Однако главная причина – в снижении продаж, которое произошло в связи с сокращением рынка тяжелых грузовиков, отмечается в пояснении компании к отчету. 

«Камаз» закрыл первый квартал с убытком 1,3 млрд рублей 

Ключевую роль сыграло сокращение продаж примерно на 20%, соглашается аналитик AForex Нарек Авакян. Оно стало логичным продолжением кризиса на автомобильном рынке, считает он. Только за первые два месяца года производство грузовиков – тяжелых и легких – в России снизилось на 27%; основной удар пришелся именно на отечественные компании, включая «Камаз», говорит Авакян.

На днях автогигант сообщил о сокращении производства почти на четверть. За первые три месяца 2014 года компания выпустила 8200 машинокомплектов. Это на 23,4% меньше, чем в январе-марте прошлого года. Сокращение спроса на продукцию компании началось еще в 2013 году. В октябре прошлого года «Камаз» сообщал, что годовой план по производству грузовиков – 45 000 – может быть пересмотрен. По итогам года производитель реализовал 43 800 автомобилей.

«Камаз» закрыл первый квартал с убытком 1,3 млрд рублей  

В феврале «Камаз» перевел часть сотрудников на сокращенную рабочую неделю – четыре дня вместо пяти. Это было необходимо, чтобы сохранить рабочие места и избежать затоваривания складов, объясняли в компании. Сейчас на предприятии работает около 41 000 человек.

Ждать улучшения ситуации на автомобильном рынке не стоит – стагнация в экономике только усугубит положение, говорит Авакян. Но спасти ситуацию может наращивание присутствия на рынках развивающихся стран – продукция «Камаза» там более чем востребована, добавляет он.

Основные рынки сбыта «Камаза» — это Россия и страны СНГ. Есть вероятность, что в этом году ситуация в некоторых странах, куда компания поставляет продукцию, улучшится и спрос на грузовики возрастет, полагает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Условия для восстановления рынка есть: могут оживиться отрасли, в которых используются машины «Камаза», говорит он. По прогнозам Баранова, по итогам 12 месяцев компания может выйти на показатели прошлого года, «может быть, [показатели будут] чуть ниже прошлогоднего уровня».

Никита Анисимов


Опубликовано 18.04.2014

Комментировать