Креативную молодежь Татарстана не устраивает клановость в механизмах трудоустройства

Перекрытость «вертикальных лифтов» формирует условия для оттока наиболее амбициозных людей республики
Перекрытость «вертикальных лифтов» формирует условия для оттока наиболее
амбициозных людей республики

KazanFirst продолжает разбирать исследование Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) на тему жизненных концепций молодежи Татарстана. Исследование проводилось для подготовки к госпрограмме «Стратегическое управление талантами в республике Татарстан на 2014-2020 годы». Сегодня мы рассматриваем концепции креативного класса


Судя по результатам  исследования, проблемы массового оттока молодежи из Татарстана не наблюдается. В первую очередь это связано с привлекательностью Казани как места учебы, работы, жизни для значительной части молодежи, в том числе и приехавшей для получения образования с других территорий. Эксперты РАНХиГС утверждают, что главное для них — не поиск и активное формирование собственной карьерной концепции, а встраивание этого процесса в существующую систему координат, поиск наиболее удобных и менее ресурсозатратных вариантов.

На этом фоне особый интерес вызывают те представители молодого поколения, которые отличаются другими характеристиками: ориентацией на качество образования, самореализацией в трудовой деятельности, готовностью к конкурентной среде. Другими словами, те, кого принято относить к креативному классу — именно тому слою общества, который является двигателем инновационной экономики.

Ценность получения качественного образования для креативной молодежи высока, причем под качеством зачастую понимается именно практикоориентированность. Важную роль играет и специфика образовательной среды: насколько она креативная и творческая либо, напротив, нестоличная, провинциальная. С этой точки зрения, большое количество приезжающих для получения образования в Казань с менее развитых территорий, для которых характерна традиционная система ценностей, может служить выталкивающим фактором для тех, кто хочет жить в современной и динамичной среде, предполагают эксперты РАНХиГС.

Креативную молодежь Татарстана не устраивает клановость в механизмах трудоустройства

«Приезжающим сюда учиться также приходится подстраиваться под динамично развивающееся общество в Казани,они и едут в большинстве случаев сюда, потому что здесь для них больше возможностей. На мой взгляд, неважно, откуда ты приехал, если у тебя есть желание совершенствоваться и ты имеешь четкие цели в жизни», — говорит руководитель международного центра образовательных технологий «Сэлэт», тренер в области неформального образования, проектный менеджер Анна Фельдман. Эти два фактора, по ее мнению, заставляют искать людей те места, которые наиболее эффективно смогут удовлетворить их желания.

«Если Казань для соседних регионов — это место, где ты можешь добиться чего хочешь и получить качественное образование для этого, то данный момент больше усиливает конкуренцию, а она в большинстве случаев приводит к улучшению качества», — предполагает Фельдман.

«Недавно пообщался со студентами из КНИТУ (КХТИ), которые обучаются по совместным программам в университете штата Аризона,третий курс. Они адекватно рассуждают о необходимости, качестве, стоимости образования,прекрасно себе представляют, чему лучше учиться в Казани, а чему в США —таких студентов будет все больше,мы не закрытая страна», — уверен генеральный директор технопарка «Идея» Сергей Юшко.

Креативную молодежь Татарстана не устраивает клановость в механизмах трудоустройства

Косвенное подтверждение миграции лучших школьников и негативного влияния городской среды на остающихся — выявленное в ходе исследования значительное отличие между категориями школьников старших классов и студентами старших курсов вузов. Школьники более четко и обосновано формулируют свое отношение к месту жительства, гораздо более вписаны в городскую среду, то есть более осведомлены о происходящих в городе событиях, чаще участвуют в них; они больше открыты миру — получение зарубежного образования (магистратуры) считается нормой образовательной концепции.

Однозначно обозначить причину столь явно проявляющегося разрыва авторы исследования затрудняются, однако формулируют ряд гипотез. Во-первых, школьники – это поколение, выросшее в других условиях, в частности — наличие интернета, обеспечив доступ к информации, существенно повлияло на их открытость, ощущение вписанности в город и мир. Во-вторых, негативный отбор, качество студентов — результат оттока из города наиболее активных, креативных школьников. В третьих, возрастные и статусные изменения и социализация в рамках вузов снижают уровень активности молодежи. Наконец, усталость от привычной среды —для школьников город еще не мал, они его не успели полностью изучить и использовать. Студенты и молодые специалисты называют в целом те же места, но уже без энтузиазма; скучно и однообразно.

Креативную молодежь Татарстана не устраивает клановость в механизмах трудоустройства  
В то же время кризис системы образования проявился и в том, что, наряду с концепцией получения качественного образования, у данного слоя молодежи встречается и противоположная концепция: образование — для диплома, перспективы самореализации к образованию отношения не имеют. Носители этой концепции считают, что хорошо сдать ЕГЭ, поступить в престижный вуз, чтобы это дало возможность работать по специальности, не имеет смысла. От системы образования они хотят иметь только диплом о высшем образовании, а получать необходимые знания и компетенции собираются самостоятельно, вне этой системы. Авторы исследования не утверждают, что такой подход получил широкое распространение, но он явно присутствует в группах интеллектуальной и активной молодежи.

«Сейчас диплом рассматривается как необходимость, — соглашается Фельдман, —я занимаюсь 16 лет неформальным образованием и уверена, что интеграция его концептуальных подходов и технологий в практику формального образования позволит сделать последнее более привлекательным и эффективным».

По ее словам, совершенствование в личном развитии и в профессии должно идти в одном русле: «Высшая школа как раз для этого может быть отличным местом, на тренинги и семинары известных и не очень тренеров идут с большим энтузиазмом и за немалые деньги, нежели на лекции в вузе».

Креативную молодежь Татарстана не устраивает клановость в механизмах трудоустройства

«Важно понимать, что образование — это не диплом,образование — это даже не только знания. Образование — это карьера, все возможности открываются еще на первом курсе университета», — говорит Юшко.Он утверждает, что речь идет не о том, какое и где образование лучше, а о том, что современные студенты хорошо себе представляют, что образование нужно то, которое обеспечивает карьерный рост.

 «Получаемое образование далеко от реальной практики, опыт приходится получать самостоятельно в «боевых условиях», — говорит соучредитель свободного пространства «Циферблат» Артем Крамин.

По его словам, академичность и фундаментальность российского образования — это одновременно его сила и слабость. «Такой подход великолепно себя демонстрирует в математике, физике, программировании, но абсолютно провально в гуманитарных науках», — считает Крамин.

 В исследовании РАНХиГС говорится, что для креативной молодежи,  готовой предлагать себя на конкурентном рынке труда, существенная роль клановости и родственных связей в механизмах трудоустройства и связанная с этим перекрытость «вертикальных лифтов» — явный недостаток сложившейся в Татарстане системы трудовых отношений.

Креативную молодежь Татарстана не устраивает клановость в механизмах трудоустройства

 Подобная ситуация формирует условия для оттока наиболее амбициозных людей, стремящихся к профессиональной самореализации посредством личностных качеств и достижений. Возможности профессионального развития на территории Татарстана с точки зрения представителей этой группы весьма ограничены.

«Креативный класс — это очень амбициозная аудитория. Высокие цели, если они подкреплены еще и достаточным уровнем компетенеций, требуют и больших размаховв плане масштаба»,— говорит Фельдман.

Некоторые из представителей креативной молодежи, даже имея возможность встроиться в систему, выбирают иной путь, поскольку любые структуры в пределах республики рассматриваются как ограничивающие развитие и/или не занимающиеся содержательной деятельностью. Отрицание «духа бюджетных денег» сочетается с представлениями о конкуренции как необходимом условии самореализации личности.

Креативную молодежь Татарстана не устраивает клановость в механизмах трудоустройства

Люди подобного склада выбирают две модели карьерных концепций: работа в крупной корпорации, где основа трудоустройства и продвижения — профессиональные качества и заслуги, и ориентация на создание собственного бизнеса, не связанного или минимально связанного с государственными структурами. В обоих случаях выбор такой концепции может сопровождаться миграцией за пределы города и республики. И все же миграция – не единственно возможная концепция. На территории республики существуют сферы, привлекательные для креативных молодых людей.

«Меня несколько смущает такой вариант развития для креативного и амбициозного человека как работа в крупной корпорации, для амбициозных это самое то, а вот для креативных – это смерти подобно, за креативную инициативу в крупной корпорации можно и по шапке получить», — утверждает Крамин. Он сомневается, что существует какая-то реальная возможность влиять на выбор молодых, амбициозных и креативных людей, кроме мощных инфраструктурных проектов, которые превратят город в точку притяжения для профессионалов определенной тематики.

По словам Фельдман, сложность продвижения по вертикальным лифтам есть во всех регионах, во всем мире, и списывать это на «клановость» не совсем точно: «Движение вверх требует больших личных затрат, это нахождение в постоянном дискомфорте и пробивании «потолков», не каждый это может выдержать». Ориентация на крупные компании и личный бизнес — отличные стратегии, считает Фельдман: «Предпринимательство — это отличная площадка для достижения высоких целей, саморазвития и независимости, присущей представителям креативного класса».

Креативную молодежь Татарстана не устраивает клановость в механизмах трудоустройства

«Хочешь много программистов — создавай Кремниевую долину, хочешь музыкантов — создавай Лондон и далее по списку, беда в том, что подобные проекты очень сложно реализовать нарочно, по указке», — считает Крамин. По его мнению, тут во многом срабатывает фактор сильных гениальных лидеров, которые создают вокруг себя соответствующую атмосферу: «а лидеров, как известно, в пробирке не вырастишь».

Для людей, ориентированных на работу в крупной корпорации, на территории Татарстана наиболее приемлемый вариант — работа в отделениях крупных международных компаний, которые привлекают в первую очередь прозрачными критериями отбора и продвижения. Менеджмент республиканской инновационной инфраструктуры или других крупных республиканских проектов воспринимается уже как менее открытая сфера, однако также может быть привлекательна.

Среди молодых предпринимателей, в частности руководителей IT-стартапов,  значительное число молодых людей выбирает предпринимательство, не желая встраиваться в государственные или аффилированные с государством структуры. Некоторые из них уже имели опыт работы в крупной компании на территории республики и возвращаться не планируют. Скорее, в Татарстане их удерживает наличие интересного проекта. Наконец, творческая молодежь обладает наименьшими перспективами трудоустройства по традиционным для республики каналам в своей сфере.

Креативную молодежь Татарстана не устраивает клановость в механизмах трудоустройства

«У студентов есть возможность со второго курса открыть свое дело —это не гипотетическая возможность, а возможность, которую озвучивают такие же в недавнем прошлом студенты, которые уже преуспели в технологическом бизнесе», — высказывается Юшко.

Однако, добавляет он, данной возможностью не все пользуются: для некоторых предпринимательство не подходит, некоторые просто еще не определились. «Вот этих неопределившихся много. Тут есть еще момент, на который необходимо обратить внимание:исторически из-за отсутствия богатого положительного семейного опыта, родители не в подавляющем большинстве рекомендуют предпринимательскую стезю своим детям —это пройдет», — считает Юшко.

Наряду с факторами самореализации, стимулом к миграции может быть и стремление к более комфортной и безопасной жизни. Нельзя сказать, что данная концепция широко распространена, но в среде креативной молодежи она представлена, пишут авторы исследования. В этом случае направление миграции предопределено — это зарубежные страны. Причем основными преимуществами видятся соблюдение законов (безопасность в широком смысле слова) и эффективное исполнение государством своих функций.

Креативную молодежь Татарстана не устраивает клановость в механизмах трудоустройства

«Для успешного развития необходимо создать среду, чтобы креативность росла, «почва» также должна быть креативной», — утверждает Фельдман. По ее словам, здесь только важно понимать, что она действительно должна быть свободной от стереотипов и рамок, должна стимулировать и всем своим видом свидетельствовать о том, что инновации, новые идеи, творчество, личное развитие и эффективность, совершенствование, вклад в развитие местного сообщества — являются ценностями для этого общества.

«Это непросто —одних субсидий, крутых университетов, инновационных проектов недостаточно,это должен быть образ жизни и образ мышления местного сообщества», — говорит Фельдман.

На взгляд Крамина, Татарстан очень много делает для того, чтобы креативная молодежь оставалась в республике: «Я немного представляю себе, как обстоят дела в других регионах России, и точно могу сказать — мы в явных лидерах, тут тебе и технопарки, и IT-парки, и конкурс «50 лучших идей», и просто-напросто крутая инфраструктура —  креативные люди предпочитают комфорт, хорошие дороги и быстрый интернет».

«Нужно быть по-прежнему открытыми, усиливать инженерное образование и программы стажировок, в том числе для студентов —важно развивать технологическое предпринимательство», — считает Юшко. По его мнению, надо понимать, что важно внимание не к утечке мозгов: «Важно не остаться без мозгов —это когда человек со знаниями начинает работать там, где его знания не работают или не нужны, здесь вопрос не только в наличии работы, но и в самих знаниях и навыках —часто ведь или знания не те, или навыков нет».

«Мир давно стал очень маленьким, и реально лучшие выбирают сейчас между Казанью и Амстердамом, Казанью и Лос-Анжелесом, а значит, и предложение должно быть таким, чтобы от него невозможно было отказаться», — заключает Крамин.

Глеб Лихачев

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *