Ослабление курса рубля помогло стабилизировать автомобильный рынок

Ослабление курса рубля помогло стабилизировать автомобильный рынок


В марте 2014 года российские продажи новых автомобилей остались на уровне годичной давности — 243 335 машин, сообщил вчера комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). В целом за I квартал рынок сократился на 2% до 602 523 авто.

Еще год назад российский автомобильный рынок начал сжиматься, с тех пор месяц за месяцем продажи в годовом исчислении уменьшались, приводит АЕБ слова председателя комитета автопроизводителей Йорга Шрайбера. В марте ситуация как будто бы стабилизировалась, но вопрос — надолго ли, рассуждает Шрайбер: подавляющее большинство автопроизводителей считают, что мартовский всплеск спроса вызван краткосрочными факторами, а во II квартале активность покупателей снизится. Правда, портфель заказов на новые автомобили, сформированный во время этого всплеска, вытянет статистику продаж в ближайшие месяц-два, уверен он.

Представители дилеров и автопроизводителей единодушны: люди стали активнее покупать автомобили в связи с ослаблением рубля, которое вынуждает большинство производителей поднимать цены.

Ослабление курса рубля помогло стабилизировать автомобильный рынок

Российский рынок легковых и легких коммерческих автомобилей начал падать ровно год назад, отсюда и замедление падения в марте этого года, считает гендиректор сети автосалонов «Рольф» Татьяна Луковецкая. В I квартале 2014 года на поведение покупателей влияли также большие скидки и маркетинговые предложения, а также опасение, что скоро автомобили подорожают, добавляет она. На настроения покупателей повлияло изменение курса рубля, согласен директор по продажам дилерского центра Jaguar Land Rover компании «Авилон автомобильная группа» Андрей Горшков: многие пришли в автосалоны, опасаясь роста цен. Опасения не беспочвенные — многие автопроизводители уже повысили розничные цены на 1,5-8%, передал президент Volvo Car Russia Джон Стек. GM Group, например, уже в феврале подняла цены на Opel и Chevrolet на 5% и еще раз — в апреле, рассказывает представитель компании Сергей Лепнухов. Но концерн предупреждал о подорожании за неделю и все, кто хотел, могли приобрести автомобиль по старой цене — это в какой-то степени сыграло на увеличение спроса, говорит он.

У этой истории есть и оборотная сторона: хорошие продажи в марте — апреле «отъели» часть отложенного спроса, так что в мае — июне стоит ждать падения, предупреждает топ-менеджер одного из крупных автодилерских холдингов.

Квартальной статистики АЕБ предлагал дождаться вице-премьер Аркадий Дворкович, чтобы решить, возобновлять ли программу льготного автокредитования, которая действовала с июля по декабрь 2013 года.

Ослабление курса рубля помогло стабилизировать автомобильный рынок

В прошлом году рынок упал на 5,5%, но, если бы не госпрограмма, падение было бы более масштабным, говорил Шрайбер. Государство компенсировало покупателям часть процентной ставки по кредитам, взятым на покупку автомобилей стоимостью до 750 тысяч рублей, объем обязательств бюджета составил 8,6 млрд рублей. Благодаря этому автодилеры продали 276 640 автомобилей (80% — выпущенные в России). В конце марта автопроизводители просили Минпромторг о возобновлении программы, но министр Денис Мантуров отказался, объяснив: в этом году стимулировать нужно продажи коммерческого транспорта. С просьбой возобновить программу, причем с повышением верхней ценовой планки до 1 млн рублей, обращалась в Минпромторг и ассоциация «Российские автомобильные дилеры» — и тоже безуспешно: в бюджете нет на это денег, говорил замминистра Алексей Рахманов.

В конце марта Мантуров обсуждал с топ-менеджерами автомобильных компаний и другие меры поддержки отрасли. Представитель Volkswagen просил о смягчении условий соглашений по промсборке, а некоторые его коллеги предлагали возобновить программу утилизации автохлама, которая позволяла взамен на сданный старый автомобиль получить скидку в 50 000 рублей при покупке новой машины, произведенной в России. Ни одна из этих идей поддержки у Мантурова не нашла. Позиция Минпромторга ясна, говорит сотрудник одного из автопроизводителей, поэтому очередной поход в министерство его компания не планирует.

Vedomosti.ru


Опубликовано 09.04.2014

Комментировать