На Ё-мобиле поставлен крест: проект закрыт

На Ё-мобиле поставлен крест: проект закрыт


Еще совсем недавно Михаил Прохоров заявлял, что с проектом «Ё-мобиль» все в порядке и гордился промежуточными достижениями. На днях же было объявлено  о продаже технологий компании «Ё-авто» институту НАМИ (ведущая научная организация Российской Федерации в области развития автомобилестроения) за символический 1 евро. В планах перепродажи цехов компании в Петербурге, пишет «Коммерсант»

Директор по инвестициям компании Прохорова «Онексим» Валерий Сенько объяснил происходящее переменами конъюнктуры на российском авторынке и общей ситуацией в экономике, в том числе ослаблением рубля, которое резко увеличило стоимость производства, сообщают «Ведомости». Большую часть оборудования для Ё-мобиля планировалось закупать за рубежом. С 2010 года «параметры проекта изменились, его бюджет мог составить 450 млн евро», а на исследования уже потрачено«несколько сотен миллионов евро».

Сегодня можно открыто говорить о том, что проект доступного отечественного автомобиля закрыт. Идея народного российского гибрида накрылась медным тазом окончательно. Агония длилась несколько лет.

На Ё-мобиле поставлен крест: проект закрыт

Ё-история

12 апреля 2010 года российская инвестиционная группа «Онексим» и российско-белорусский «Яровит моторс» провели первую презентацию и объявили о старте интересного проекта. Тогда всем пообещали доступный сверхсовременный и высокотехнологичный автомобиль отечественного производства. Через полгода мир увидел два четырёхместных концепта, исполненных на одной платформе. Первый — городской семейный хэтчбек. Второй — компактное кросс-спорт-купе, ориентированное на молодёжь.

Краткий план развития проекта «Ё-мобиль»:

Лето 2011 –  завершение ресурсных испытаний роторно-лопастного двигателя;

Ноябрь 2011 года — выпуск предсерийной партии «Ё-мобилей» для проведения испытаний и сертификации;

Апрель 2012 года — завершение эксплуатационно-сертификационных испытаний;

1 сентября 2012 года — начало производства «Ё-мобилей» на первом заводе;

До конца 2012 года — выпуск 25 тысяч серийных «Ё-мобилей»;

После января-февраля 2013 года — Открытие первого завода и начало серийного выпуска автомобилей

Все эти пункты не выполнены.

С самого начала амбициозная гибридная затея вызывала много скептицизма у автоэкспертов. Аналитики журнала «За рулём» утверждали, что заявления разработчиков являются невероятными по замыслу и по времени реализации для столь малоопытного и малобюджетного коллектива, которым является «Ё-Авто».

На Ё-мобиле поставлен крест: проект закрыт

Изначально машина, созданная с нуля, группой молодых инженеров должна была иметь: роторно-лопастной двигатель, несущий кузов из полипропиленового композитного материала. Также электрическую трансмиссию с постоянным полным приводом или передним приводом, с системой рекуперации энергии и накопителем в виде суперконденсатора ёмкостью 50 фарад (запас хода 700 км), ABS и ESP, две подушки безопасности, круиз-контроль, климат-контроль, головные фары со светодиодными дневными ходовыми огнями; сенсорную панель управления TFT с разрешением 640×480, а также дисплей 8 дюймов с разрешением 800×480, мультифункциональный руль.

Предполагалось установить бортовой компьютер на основе процессора Sitara Cortex производства Texas Instruments, ОЗУ 128 МБ, 256 МБ флеш-памяти, операционную  систему-Android, систему навигации «Глонас» и GPS на основе модуля «ГеоС-1» от КБ «ГеоСтар навигация» с возможностью использования бесплатных карт OpenStreetMap, редактирования и загрузки их через интернет или USB-порт, систему автоматического пуска и остановки двигателя, литые колёсные диски с Run-flat-шинами, удерживающими воздух после прокола и мультимедийную систему с высокоскоростным интернетом. Все вместе по цене Калины!

На Ё-мобиле поставлен крест: проект закрыт

На этапе проектирования (четыре года назад) эти характеристики были передовыми. Сейчас половина функций есть у любого современного автомобиля. Все инновационные идеи постепенно сошли на нет и были заменены стандартными аналогами.

Мечты и реальность

Начинка отечественной разработки задумывалась как уникальное сочетание роторно-лопастного двигателя, электромоторов и суперконденсаторов. Тип топлива, как бензин, так и природный газ. Но в итоге последний прототип, на котором катались журналисты в 2013 году, был оснащен бледным стандартным двигателем от «Фиата», подвеской от рядовой Suzuki SX4, сидениями от люксовой «Лады Калины». Предполагаемая цена автомобиля за это время, несмотря на упрощения, выросла почти до миллиона рублей, что никак не укладывалось в концепцию доступного автомобиля. Ситуация постепенно выходила из под контроля…

На Ё-мобиле поставлен крест: проект закрыт

По всей видимости, на определенном этапе в успех своего детища перестал верить и сам Прохоров. К его базовому фоновому пессимизму добавились и экономические трудности последних месяцев. Репутационные потери олигарха после утраты любимого чемодана без ручки окажутся существенными, однако в нынешней ситуации все легко списать на санкции и провалы в экономике. Момент для «избавления» выбран удачный. К тому же Прохоров успел откреститься от забытого ребенка. По словам пресс-секретаря бизнесмена Татьяны Кособоковой, он вышел из группы «Онэксим» еще в 2011 году в связи с выборами в Госдуму.

«Проекты компании «Онэксим» непосредственного отношения к Прохорову не имеют. Он не занимается оперативным управлением и не принимает решений. Как венчурный проект «Ё-мобиль» свою функцию выполнил», — заявила Кособокова.

На Ё-мобиле поставлен крест: проект закрыт

Заметим, несмотря на возможность продажи наработок «Ё-мобиля» за рубеж за настоящие деньги, Прохоров фактически подарил свои патенты фонду развития российской автомобильной промышленности. Что произойдет с плодами работы над «Ё-мобилем» покажет время. Однако жест широкий.

В ответ на обращение в НАМИ специалисты института только развели руками – подробные комментарии будут готовы только сегодня вечером, судя по этим заявлениям, покупка «Ё-мобиля» и для них стала полной неожиданностью. По неофициальным данным, четкого понимания судьбы технологий в НАМИ нет.

Нет, мы, конечно, предполагали, что как-то так оно все и кончится. Но осадок остался. Не иметь надежды и получить ее, позже потеряв – разные вещи. Если это изначально был PR и заигрывание с электоратом, то гражданам должно быть крайне обидно за свою элиту. Если просто не вышло, то есть смысл обижаться на себя. Не умеем мы внутри страны поддерживать гениев!

Михаил Майский 


Опубликовано 07.04.2014

Комментировать