В Казань приехала выставка «Восток – дело тонкое»

В Казань приехала выставка «Восток – дело тонкое»


С чем у вас ассоциируется фраза: «Восток – дело тонкое?». Мой мозг упорно добавляет: «…Петруха!».

Не иначе, сказывается детская травма от песни Аркадия Укупника. Этот навязчивый пошловатый мотивчик в 90-е годы крутили везде: по радио, по телевизору, он доносился из всех продуктовых палаток. Сам фильм «Белое солнце пустыни», если честно, не даёт ни малейшего понимания, в чём заключается восточная тонкость. Не в парандже ведь…
В Казань приехала выставка «Восток – дело тонкое»Поэтому когда я первый раз услышала название выставки в «Эрмитаже», никаких положительных образов в голове не возникло. До тех пор, пока не прочитала  аннотацию:в ней не было ни намёка на товарища Сухова или Укупника.

В Казань привезли более 150 уникальных образцов китайского фарфора и японские гравюры начала прошлого века. Посмотреть на вазочки двухсотлетней давности – это всегда интересно.
В Казань приехала выставка «Восток – дело тонкое» Выставка очаровывает с порога. В воздухе словно разлита тонкая, невесомая китайская мелодия, которая манит за собой. Потому сразу получается настроиться на спокойное созерцание.

Уже с первых минут начинаешь различать, какие вазы родом из Китая, а какие – из Японии.
В Казань приехала выставка «Восток – дело тонкое»На фарфоре из Поднебесной нет буквально даже сантиметра, свободного от замысловатого узора. Причём, не важно, роспись это или резьба на бронзе — насыщенный  стиль декора узнаётся безошибочно. Милые бытовые сценки переплетаются с пафосными изображениями мифических животных. Особое место в орнаменте занимают драконы (как символ Востока). Они словно на вершине мира, в то время как почти поверженные львы (символ Запада) ютятся у подножья. Да и цветовая гамма – ярче некуда.
В Казань приехала выставка «Восток – дело тонкое»
На классических образцах оттенков совсем немного. Они напоминают нашу родную гжель. Но с развитием в Китае этого ремесла и с появлением новых красок роспись становится всё более вычурной. Это неудивительно: фарфор изобрели более тысячи лет назад, поэтому на протяжении веков он отражал основные тенденции времени. Более того – влиял на различные виды искусства не только в Китае, но и в Европе. Впоследствии такой культурный обмен доходил до смешного. 
В Казань приехала выставка «Восток – дело тонкое»
В Поднебесной не одну тысячу лет в моде были «лотосовые ножки». Девочкам в пятилетнем возрасте перебинтовывали ступни таким образом, чтобы они не вырастали больше восьми-десяти сантиметров. Чем меньше была ножка девушки, тем выгоднее она могла выйти замуж. Правда, способность ходить самостоятельно такая красавица теряла, поэтому передвигалась с помощью мужа или нянек. Традиция культивировалась в обществе и находила своё отражение в рисунках на фарфоре. Первые путешественники привезли такие вазы на Запад.
В Казань приехала выставка «Восток – дело тонкое»
Когда европейские женщины увидели эти крошечные ступни, выглядывающие из-под пышных платьев, они оказались просто очарованы. Вскоре в моду вошли туфли на каблуках, чтобы ножки смотрелись так же изящно. В начале XX века, когда в Китае стали появляться фотографии европейских барышень на шпильках, местные модницы стали привязывать к ступням камни, консервные банки и прочие имитаторы каблуков. И они даже не подозревали, что именно их «лотосовые ножки», запечатлённые на фарфоре, стали прообразом современных туфелек.
В Казань приехала выставка «Восток – дело тонкое»
Японские изделия, наоборот, отличаются лаконичностью. Приглушённые краски, простые, но в то же время трогательные сюжеты. Самурай, задумавшийся на берегу ручья или гейша, которая смотрится в зеркальце или просто маленькая птичка, присевшая на веточку сакуры. Особенно тонко смотрятся вазы, покрытые нефритовой эмалью. На первый взгляд, они кажутся примитивными, но стоит лишь присмотреться— видишь сложный узор, выточенный на поверхности. Это вообще японская «фишка»: показать красоту, которая не видна сразу.
В Казань приехала выставка «Восток – дело тонкое»
Конечно, особый интерес вызывают уникальные японские гравюры –жемчужина экспозиции. Удивительно, но ещё лет 150 назад в стране Восходящего Солнца их совсем не ценили. Поскольку эти рисунки можно было печатать в массовом производстве, они казались совершенно обыденным явлением. Поэтому их частенько складывали на дно ящиков, в которых перевозили товары на экспорт. Когда японцы спохватились и поняли, что из страны в буквальном смысле уплывают образчики их традиционного уникального искусства, ситуация оказалась критической: почти все древние гравюры находились на Западе.
В Казань приехала выставка «Восток – дело тонкое»
На выставке в Эрмитаже можно насладиться ими. Сюжеты всё так же незамысловаты: цветы, гейши и самураи, вот только само исполнение приводит в восторг. Каждый штрих настолько нежен, что создаётся ощущение, будто листья сейчас зашевелятся от дуновения ветра. Портреты прорисованы с удивительной тщательностью и точностью, а птички приятно удивляют жизнерадостностью.

Конечно, в экспозиции есть много необычных предметов. Например, жезл Жу-и.
В Казань приехала выставка «Восток – дело тонкое»Своей с-образной формой он обязан мифологическому грибу линчжи, который считается знаком бессмертия. Или японские «инро» — древний вид кошельков, которые крепились к поясу с помощью шнурков. Застежкой им служили миниатюрные скульптурки из кости, дерева или камня — нэцке. Или бронзовые курительницы благовоний, выполненные в самых различных техниках.

Погуляв по выставке, понимаешь: восток – действительно, дело тонкое. Особенно когда дело касается фарфора. Уже никакие попсовые песенки не смогут испортить впечатление от увиденного.

Ольга Гоголадзе


Опубликовано 18.03.2014

Комментировать