Нижнекамские аланцы требуют денег

Жителям выселенной деревни до сих пор не выплачена компенсация за имущество
Жителям выселенной деревни до сих пор не выплачена компенсация за имущество

Бывшие жители выселенной деревни Алань требуют 87 млн рублей компенсаций за свое имущество. В понедельник они собрались в здании мэрии Нижнекамска. На месте один из инициаторов протестного собрания Анатолий Левандовский отправил письмо президенту России Владимиру Путину, под которым подписались полтора десятка человек. Замдиректора «ДЕЗ города Нижнекамска» Айдар Хузиев объясняет задержку выплат юридическими формальностями. За ходом беседы наблюдал корреспондент KazanFirst. 
Нижнекамские аланцы требуют денег 
Разговор жителей Алани с Хузиевым получился бурным. Люди забросали чиновника вопросами: почему некоторые переселенцы до сих пор не могут оформить документы на новые квартиры, кто оценивал оставленные в деревне дома и хозяйственные постройки, как исчислялась сумма выплат. Но главный вопрос касался компенсации за причиненный ущерб: они не выплачены до сих пор.  

Многострадальная деревня 

Еще в 70-х деревня Алань находилась в промышленном кольце, на расстоянии чуть больше 1 км  от нефтехимических и нефтеперерабатывающих заводов. После масштабного выброса фенола на «Нижнекамскнефтехиме» в декабре 2007 года, экологи наложили запрет на использование родниковой и колодезной воды. 

После начала строительства «Танеко» Алань оказалась в пятикилометровой санитарно-защитной зоне Нижнекамского промышленного узла. Экологи констатировали значительное ухудшение экологической ситуации в районе деревни и превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ. Прокуратура поставила перед кабмином РТ вопрос о срочном переселении людей.
Нижнекамские аланцы требуют денегДело затягивал тот факт, что практики масштабного переселения в Татарстане не было. Пришлось решать множество организационных вопросов. Был создан специальный фонд, в который промышленные предприятия перечислили 300 млн рублей для покупки сельчанам квартир. 

В декабре 2012 года аланцы пообещали выйти на пикет: было зафиксировано превышение ПДД по ряду показателей, в частности, по фенолу – в 14 раз в районе самой деревни и в 17 раз – рядом с коллектором «Нижнекамскнефтехима». 

Прощание с Аланью 

В феврале 2013 года вопрос переселения жителей деревни был поднят на коллегии минэкологии РТ.

Спустя полгода, в августе, аланцы, надев противогазы, вышли на обещанный пикет. Спустя еще месяц кабмин принял решение, в котором были определены основные сроки переселения жителей деревни – до наступления зимних холодов. До 1 ноября 2013 года 22 семьи, а затем оставшиеся восемь получили ключи от квартир, расположенных в новых микрорайонах города. Проблема первой группы сельчан, прописанных и зарегистрированных на момент переселения в деревне, была решена.
Нижнекамские аланцы требуют денегСейчас остро стоит вопрос второй группы переселенцев – тех, кто не был зарегистрирован в деревне, но имеет в ней дома, огороды и хозяйственные постройки, а значит — право на компенсацию за имущество.

«Нам обещали выплатить компенсацию до 1 ноября 2013 года, мы даже подписали все необходимые бумаги», — говорит Левандовский. Затем, по его словам, сроки передвинулись сначала до Нового года, потом – к январю 2014 года. «Сроки постоянно переносятся – то февраль, то начало марта, теперь вот говорят: конец марта – начало апреля…», — сетует он. 

Кто-то забил скот и уехал из Алани, но некоторые жители все же остались в деревне караулить свое хозяйство, продолжает Левандовский. В ожидании поступления денег они не подготовились к зиме – не запаслись дровами, кормом для скотины и прочим. Вдобавок ко всему одну из улиц полностью отключили от электроэнергии.
Нижнекамские аланцы требуют денегПо словам Левандовского, в деревне началось мародерство. По ночам приезжают «спецы» и срезают провода. Днем прямо на глазах у жителей ломают металлические заборы какие-то люди.

«Мы продолжаем здесь жить, хотя с удовольствием переехали бы в другие деревни. Но без дачного участка и подсобного хозяйства мы на свои пенсии не проживем. А купить их не на что…», – жалуется Анатолий Михайлович.

Пытаясь решить этот вопрос, люди не раз обращались в городскую администрацию, в Государственный жилищный фонд при президенте Татарстана (именно он стал посредником между переселенцами и промышленными предприятиями). 

— Мы выяснили, – возмущается участница встречи Валентина Гудошникова, – что практически все предприятия, за исключением трех, перечислили деньги в фонд на наши компенсации. Почему тогда нам их не выплачивают? В деревне у нас осталось годами нажитое добро. Мы и так в последние годы толком огороды не засаживали, потому что думали: вот-вот переедем из деревни… Нас столько лет травили химией, что нам полагается моральная компенсация. А мы компенсацию за свои строения получить не можем! 

«Беспокоиться переселенцам не стоит» 

В списке второй категории переселенцев – 84 человека, говорит Хузиев. Очень долго пришлось искать хозяев деревенских построек, объясняет он: «Не все оказались нижнекамцами, есть среди них жители Молдавии, Новороссийска, Ялты». Нужные документы готовы на 67 владельцев домохозяйств; еще 12 человек пока оформляют документы, добавляет он. Одни решают вопрос вступления в наследство, другие – вопрос регистрации недвижимости в регпалате. Двух владельцев домохозяйств до сих пор не нашли. Нижнекамские аланцы требуют денегДолгая задержка связана с доработкой приказа Госжилфонда о порядке переселения. «Когда мы получим этот приказ, будут подписаны договоры и перечислена госпошлина. Людям, которые уже открыли счета в одном из банков, компенсация будет перечислена сразу же», говорит Хузиев.

Размеры компенсации – от 160 тысяч до более 3 млн рублей. Общая сумма компенсационных выплат составляет почти 87 млн рублей. Беспокоиться переселенцам не стоит: эти деньги в Государственном жилищном фонде имеются, подытожил Хузиев. 

Галина Вишневская

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *