Татарстан по-русски

Татарстан по-русски


В Татарстане в конце февраля почти незаметно прошли два важных события, значение которых еще предстоит оценить. В середине минувшей недели правительство республики опубликовало программу развития образования и науки Татарстана на 2014-2020 гг, в которой признало наличие проблем с русским языком в республике. Спустя несколько дней в Казани прошла всероссийская научная конференция по русскому языку, на которой говорили, как решить эти проблемы.

Татарстан по-русски

В 300-страничной программе, которая воспринимается как фундаментальный документ, есть такие слова: «Поставленные задачи в сфере сохранения и развития русского языка в условиях двуязычия и поликультурности образования решены в настоящее время не в полной мере».

Далее по тексту перечисляются проблемы, которые, как выразились разработчики документа,  «не теряют своей остроты». Среди них —  формирование стремления к национальной самоидентификации, научно-методическая и ресурсная поддержка функционирования, изучения и преподавания русского языка, продвижение русского языка, как важнейшего элемента в интеграционных процессах России и Татарстана.

Чуть ниже, в главе «Развитие системы национального образования авторы программы сетуют, что в регионах с каждым годом становится все меньше общеобразовательных организаций, в которых организовано обучение на татарском языке и изучение татарского языка и литературы. В Татарстане, например, в  2013 году действовали 1008 общеобразовательных организаций с родным языком обучения: из низ 854 с татарским языком, 96 – с чувашским, 34 с удмурдским, 18 с марийским, 4 с мордовским. По одной школе с изучением иврита и башкирского языка. 

По сути, проблема преподавания русского языка в Татарстане сталкивается с не менее тяжелой проблемой преподавания татарского языка вне Татарстана, следует из текста программы.

Татарстан по-русски

Изучение русского языка в школах Татарстана  организуется в соответствии с основными этапами, говорится в документе. В начальной школе, например, учащиеся постигают национальную культуру русского народа и позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку. В средней школе детей учат соотносить понятия «языковая культура» и «языковая культура русского народа».

Разработчики программы неожиданно предложили решать проблемы с русским языком с помощью научного и профессионального сообщества. Например, в документе, в качестве одной из таких мер, предлагается организовывать и проводить конференции преподавателей вузов и школ по русскому языку. В качестве подтверждения этих слов, в конце прошлой недели в Казани прошла общероссийская конференция: «Русский язык и русская культура в полиэтническом пространстве: теоретический и прикладной аспекты».

Ранее в республике действовала программа «Русский язык в Татарстане», рассказывает участник конференции Людмила Лучшева. По ее словам, программа была очень неудачной: «В ней не работала общественность, привлечение которой нам действительно необходимо». Одна из проблем, признается она, над документом работало мало специалистов: «она была составлена людьми-документалистами». Теперь над такой программой будут работать практики из школ и вузов, считает она.

Татарстан по-русски

Решение провести общефедеральную конференцию по русскому в Казани приняло общество «Знание». На организацию мероприятия Ассамблея народов Татарстана получила  грант президента России 700 тысяч рублей. Инициаторами же конференции выступили активисты русского национально-культурного объединения Татарстана (РНКО).

Участники конференции говорили о роли музеев, фольклорных центров, о значении русского языка в русской культуре, об инновациях в преподавании, диалоге культур. Эти вопросы заслуживают отдельной статьи. Тема преподавания русского в школах тоже поднималась на мероприятии.

Хотелось бы принять проект, посредством которого в школах стало бы возможным уделять больше времени изучению русского языка, русской культуры, говорит участник конференции Николай Егоров, директор профессионального мамадышского колледжа, председатель «Русского  культурного общества» Мамадышского района.

Количество часов татарского и русского языков в школьной программе одинаково, и только из-за недостаточной разработанности учебников по татарской литературе, учителя зачастую проводят вместо урока литературы урок татарского языка, объясняет Лучшева.

На конференции  мы хотели увидеть людей, которые заинтересованы проблемами русского языка, мы хотели увидеть своих единомышленников из разных сфер, продолжает она.  «Хотелось бы  найти людей, готовых к профессиональному сотрудничеству, способных на разработку специальных программ по государственным языкам», — надеется Лучшева.

Казань представляет собой хорошую площадку для подобного мероприятия, говорит Ирек Шарипов, директор Дома дружбы народов Татарстана. В связи с чем, по итогам конференции, было решено, что конференция по русскому языку будет происходить в Казани ежегодно в День родного языка по календарю ЮНЕСКО, отмечаемому 21 февраля.

Алиса Разумовская
Никита Анисимов

Опубликовано 03.03.2014

Комментировать