Кому выгодно повышение тарифов на транспорт?

Расследование KazanFirst о деньгах на транспорте
Расследование KazanFirst о деньгах на транспорте

С минувшей субботы в Казани действуют новые цены на проезд в общественном транспорте. И если одни в связи с этим станут тратить на билеты больше, то другие начнут больше зарабатывать. Кто выиграет на повышении цен и сомнительной тарифной политике городских властей — выяснял KazanFirst. 

Постановление республиканского госкомитета по тарифам «Об установлении предельных максимальных тарифов на перевозки пассажиров общественным транспортом в Казани в 2014 году» вступило в силу 15 февраля. Теперь проезд в любом виде транспорта — от трамвая до автобусов и метро стоит одинаково 20 рублей. Власти объясняют повышение цен и уравнивание тарифной сетки «инфляционными процессами», расходами на амортизацию транспортного парка и принятым 67-м федеральным законом, который вынуждает перевозчиков страховать здоровье и имущество пассажиров.

Если верить сообщению на сайте госкомитета, предложение повысить стоимость проезда исходило от исполкома Казани и 13-ти городских перевозчиков. Один из этих перевозчиков в свою очередь рассказывает, что решение принималось наверху.
Кому выгодно повышение тарифов на транспорт?Тратить на проезд больше стали лишь те, кто покупает билеты за наличные; для владельцев электронных проездных сохранены сниженные тарифы: каждая поездка обходится им на два рубля дешевле. Схема с дифференциацией тарифов не нова, она уходит корнями в 2006 год. Тогда власти решили перевести городской транспорт на так называемую автоматизированную систему оплаты проезда, то есть электронные транспортные карты. Специально для этого было создано ОАО «Транспортная карта», которое и стало оператором системы.  

У компании два владельца: комитет земельных и имущественных отношений исполкома и банк «Ак барс». Банку принадлежит 51% «Транспортнй карты». Город владеет 49%, и в качестве вклада в уставный капитал компании внес 160 кв. метров нежилого помещения на улице Крылова, 3. Право обслуживать автоматизированную систему компания «Транспортная карта» получила вне тендера, в соответствии с постановлением руководителя исполкома от 30 мая 2008 года, говорит Ирина Корлыханова, начальник договорного отдела компании.
Кому выгодно повышение тарифов на транспорт?Разницу в тарифах по наличной и безналичной оплате исполком установил в декабре 2010 года; как и сейчас, проезд по карте обходился на два рубля дешевле. Заниженные тарифы по электронному проездному установлены за счет «сокращения накладных расходов на обслуживание наличных денежных средств, повышения производительности труда кондукторов и собираемости платежей», говорилось в пояснении исполкома. При оплате по безналу себестоимость поездки действительно ниже: из цепочки стоимости выключается оплата труда кассиров, печать бумажных билетов, изготовление жетонов, расходы на содержание помещений кассовых узлов, объясняет партнер практики «Инвестиционное консультирование» консалтинговой группы НЭО Центр Евгения Шалихманова.  

По словам директора Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаила Блинкина, подобная практика существует во многих европейских городах, а для города-миллионника уровень тарифов в пределах 20 рублей приемлем. «Разницу же между наличной и безналичной оплатой я сделал бы еще более радикальной», —  говорит Блинкин. В Германии такая система действует уже лет 50, продолжает эксперт. Все транспортные компании там работают под единой структурой и обязаны принимать единое меню билетов. «Перевозчик не может сказать: я вожу только по синеньким билетам, а по зеленым не вожу»,  — продолжает Блинкин.
Кому выгодно повышение тарифов на транспорт?Однако жители Казани посчитали разницу в тарифах необоснованной. В 2010 году они обратились в республиканское Управление федеральной антимонопольной службы с жалобой на навязывание электронных проездных «Транспортной карты». 29 апреля 2012 года  исполком и комитет по тарифам были признаны нарушившими закон о защите конкуренции.  12 января 2012 года «Транспортной карте» назначили штраф в 226 500 рублей. Этот штраф компания оспаривала в Арбитражном суде Татарстана, но суд оставил решение в силе. Очевидно, что в ситуации с введением разных тарифов есть нарушение антимонопольного законодательства, подтверждает управляющий партнер юридической компании «Консулъ» Марина Мисюкевич. В материалах суда говорится, что в декабре 2010 года комитет по транспорту направил «Транспортной карте» письмо, в котором просил обеспечить резерв электронных проездных для системы. В том письме отмечалось, что дифференциация тарифов приведет к большому росту продаж карт. Это делает неконкурентоспособным оплату проезда наличными, «что предусматривает навязывание услуг ОАО «Транспортная карта», сказано в судебном решении. 

«Транспотрная карта», став оператором системы, начала заключать договоры с перевозчиками, по условиям которых те не могут заключать контракты с операторами других систем и пользоваться их оборудованием. Интересно, что в год запуска автоматизированной системы с рынка перевозок Казани ушли три компании — «Казгортранс», «Дортранс» и «Автотрансхолдинг», а также два индивидуальных предпринимателя. Похожая ситуация сложилась в Набережных Челнах, где в роли оператора автоматизированной системы выступает другая 100%-ная «дочка» банка «Ак барс» — ОАО «Социальная карта».
Кому выгодно повышение тарифов на транспорт?
В июле 2011 года пресс-секретарь госкомитета по тарифам Резида Мубаракова говорила «Коммерсанту», что ценовые преференции при оплате проезда картой будут отменены. Этого, по ее словам, требовало предписание УФАС. Но разница в тарифах сохранилась. Мубаракова сказала KazanFirst следующее: «Предписания, в котором было сказано уравнять тарифы по наличному и безналичному расчету, никогда не было. В 2011 году нас просили привести постановление госкомитета в соответствии с законодательством — просто немного поправить юридические термины».

Работа «Транспортной карты» сводится к выпуску электронных проездных, заключению договоров с перевозчиками и частично — обслуживанию оборудования, на котором работает автоматизированная система. Само оборудование сделала петербургская компания «Электронные системы». Деньги, собранные в транспорте (в безналичной форме) поступают в расчетный центр «Транспортной карты», а она по итогам месяца распределяет их между перевозчиками.
Кому выгодно повышение тарифов на транспорт?В материалах Арбитражного суда по делу «Транспортной карты» говорится, что компания собирает с перевозчиков агентское вознаграждение. Причем, его размер неодинаков и зависит от условий договора. С предприятий наземного транспорта компания берет 5% от каждой транзакции, а с «Метроэлектротранса» — 4%. Корлыханова настаивает: эти условия остались в прошлом, сейчас размер агентского вознаграждения снижен. Но назвать процент она отказалась.  

Судя по бухгалтерской отчетности «Транспортной карты», агентское вознаграждение и есть главный источник ее доходов. В 2012 году его доля в структуре прибыли составляла 76%, а общий размер — 48,2 миллиона рублей. В целом введение разницы в тарифах заметно отразилось на результатах компании. В 2009 году ее выручка не достигала 36 миллионов, в 2010, когда заработала автоматизированная система, — составляла 39,2 миллиона рублей. Уже через год после дифференциации тарифов выручка «Транспортной карты» выросла почти на 250%, до 97,2 миллиона рублей.
Кому выгодно повышение тарифов на транспорт?Оценить заработок «Транспортной карты» на разнице тарифов непросто. Подсчеты экспертов на этот счет разнятся от 140 до 600 миллионов рублей в год. Сотрудник казанского автотранспортного предприятия рассказывает: цена билета в троллейбусе до недавнего времени составляла 16 рублей. Из этих денег примерно 80 копеек отдавалось в качестве агентского вознаграждения. Еще около 25 копеек в расчете на каждую поездку шло на аренду оборудования. Как правило, «Транспортная карта» забирала себе от 75 копеек до 1,1 рубля с одного проданного билета, следует из материалов суда. 

Старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова полагает, что «Транспортная карта» может забирать до 10% от всего объема вырученных за билеты денег. За минусом стоимости оборудования, размещенного на транспорте, чистой прибыли должно оставаться не меньше 6%, рассуждает она. По приблизительным оценкам, пассажиропоток общественного транспорта в Казани превышает 300 миллионов пассажиров в год, а проникновение электронных карт оценивается в 76%, говорит Шалихманова. Таким образом, считает она, выручка транспортной карты может варьироваться в пределах 140-180 миллионов рублей в год.  
Кому выгодно повышение тарифов на транспорт?Что касается совладельца «Транспортной карты» — банка «Ак барс», то наличие у него дополнительной прибыли зависит от заключенных соглашений, продолжает Шалихманова. Например, имеют ли банки, предоставляющие инфраструктуру для сбора платежей, долю в комиссионном вознаграждении. «Ак барс» выступает инвестором проекта, отвечающего социальным потребностям региона», говорит Шалиахметова. Такие масштабные инициативы должны поддерживаться титульными региональными банками.

Помимо акционерной прибыли, банк может выиграть на кредитовании «Транспортной карты» и от остатков на расчетных счетах компании, говорит начальник юридического департамента Ланта-банка Дмитрий Шевченко. Представитель банка «Ак барс» не ответил на запрос KazanFirst. Согласно отчетности «Транспортной карты», компания действительно кредитуется в «Ак барсе»; там же открыты ее расчетный и корреспондентский счета. За время своего существования «Транспортная карта» не выплачивала дивидендов по акциям.  

Артем Малютин

Comment section

Добавить комментарий

Войти: