Представляет ли топ-менеджмент КАМАЗа интересы российских акционеров?

Сергей Еретнов рассуждает
Сергей Еретнов рассуждает, грозит ли готовящаяся сделка по покупке «Даймлер»
крупного пакета акций КАМАЗа обернуться международным скандалом

Готовящаяся сделка по покупке «Даймлер» крупного пакета акций КАМАЗа грозит обернуться очередным международным скандалом и негативными социальными последствиями?

«Ничто не возмущает нас больше, чем несправедливость; все другие виды зла, которые приходиться терпеть – ничто по сравнению с ней». Иммануил Кант,  немецкий философ
Представляет ли топ-менеджмент КАМАЗа интересы российских акционеров? 
Город замер в напряженном ожидании предстоящих увольнений, завуалировано называемых «оптимизацией». Над широкими, нерегулярно очищаемыми проспектами Набережных Челнов, повисла неопределенность. Заявления о наступлении рецессии невольно отсылают коллективное бессознательное к событиям кризисных 2009-2010 годов, когда с КАМАЗа было уволено 14 тысяч человек, а Правительству РФ и на тот момент премьеру Владимиру Путину, лично пришлось спасать автогигант и моногород в «ручном режиме».Представляет ли топ-менеджмент КАМАЗа интересы российских акционеров?В начале июля 2013 года глава «Ростехнологий», основного акционера КАМАЗа, Сергей Чемезов, заявил, что сделка по покупке немецким концерном «Даймлер АГ» (Daimler AG) крупного пакета акций КАМАЗа должна быть закрыта до конца 2013 года. Гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин в конце августа 2013 года уточнил, что немецкая сторона готова увеличить свой пакет акций до контрольного, но оговорился, что это им интересно на растущем рынке, «но это вряд ли в интересах российских акционеров». А в чем, собственно, интересы российских акционеров? Мне, как миноритарному акционеру КАМАЗа, гражданину РФ и жителю Набережных Челнов, наблюдавшему эпоху правления и смену разных гендиректоров Автогиганта, неизбежно приходится задаваться подобными вопросами. Показатели отчетности за 2013 год КАМАЗа и «Даймлер» свидетельствуют о разнонаправленном движении. Падение продаж на КАМАЗе составит примерно 11%, хотя он и наращивает долю российского рынка. «Даймлер» же, напротив, ждет роста. Руководство его подразделения по производству грузовиков Daimler Trucks   ожидает лучших продаж, начиная с 2006 г. Глава Daimler Trucks  Андреас Реншлер, высказывался немецким СМИ, что немецкий концерн ищет возможность для приобретения контрольного пакета акций российского КАМАЗа в рамках плана по увеличению своего присутствия на развивающихся рынках. «Мы никогда не говорили, что 25% акций КамАЗа было бы нам достаточно. Мы хотим владеть 60%, 70% или 80% акций КамАЗа в течение ближайших нескольких лет», — сообщил Реншлер журналистам, добавив, что для этого шага в России должен быть благоприятный политический климат. Так есть ли для этого соответствующий климат?Представляет ли топ-менеджмент КАМАЗа интересы российских акционеров?Представляет ли топ-менеджмент КАМАЗа интересы государства?

КАМАЗ входит в число стратегических предприятий РФ, производящих продукцию двойного назначения, в том числе для нужд Министерства Обороны РФ. Как бодро рапортует руководство —  КАМАЗ, построенный всей страной, — основа транспортной безопасности и достояние России. Обновление модельного ряда, объявленного к 2016 году, без локализации производства ставит государство и Вооруженные силы в зависимость от поставщиков комплектующих из стран НАТО.
Представляет ли топ-менеджмент КАМАЗа интересы российских акционеров?Президент РТ Рустам Минниханов, проводя совещание финансовых, казначейских и налоговых органов по итогам исполнения бюджета Татарстана за первое полугодие 2013 года, озвучил пессимистичную статистику: хотя прирост ВРП республики выше, чем общероссийский, доходы бюджета упали на 7%, а поступления налога на прибыль и НДФЛ – на 9%. За неделю то этого Минниханов заявил, что не видит «позитива» в экономике, и его очень беспокоит машиностроительный комплекс: «Каждый ставит свои прокладки и зарабатываетЗарабатывают в том числе и те люди, которые тут сидят…»; Что будет по итогам года?

Сегодня происходит затухание экономического роста в России. Годовой прогноз по ВВП в 2014 году снижен. Несколько месяцев подряд растет безработица. Инвестиции падают. Пауза в экономическом росте затянулась. Налицо синдромы «голландской болезни». Этот эффект («Голландская болезнь») получил свое название после открытия Голландией месторождений природного газа в 1959 году. Рост экспорта газа привел к увеличению инфляции и безработицы, падению экспорта продукции обрабатывающей промышленности и темпов роста доходов в 70-х годах. В долгосрочной перспективе «голландская болезнь» приводит к перемещению ресурсов из обрабатывающего сектора в сырьевой и сервисный, которые создают меньшую величину добавленной стоимости.
Представляет ли топ-менеджмент КАМАЗа интересы российских акционеров?

Команда управленцев, которую сформировал Когогин по земляческому принципу, именуют «зеленодольскими». Она занимает ключевые посты на КАМАЗе  – от служб продаж, закупок, безопасности, кадров до политического лобби из подконтрольных депутатов разных уровней, которые «продавливают» выгодные КАМАЗу решения, идущие в разрез интересам общественным. Яркий пример, группа депутатов «Сборной КАМАЗа» заблокировала решение о повышении ставки земельного налога для концерна, несмотря на то, что бюджет Набережных Челнов дефицитен, и город находится на грани дефолта. Еще один пример, депутат Госсовета РТ от Набережных Челнов и заместитель Когогина по персоналу Кирилл Пузырьков чужими руками проводит непопулярные решения по сокращению персонала и повышению производительности труда, используя для этих целей иностранного специалиста «оптимизатора» Томаша Навратила, хотя именно за это он и получает заработную плату. Так представляет ли депутат Пузырьков интересы горожан и камазовцев, совместима ли его деятельность со статусом депутата? Нужен ли такой депутат вообще? В чьих интересах он проводит столь масштабное сокращение (почти 20% в 2013 году и планирующихся столько же в предстоящем)? А как же вложения в человеческий капитал, о котором тандемократы любят порассуждать по телевизору? Оказывается, низкая оплата труда в России – это наше конкурентное преимущество, за счет которого ушлые капиталисты, эксплуатируя работников, сколачивают состояния. Кто из молодежи останется работать на иностранного дядю за копейки? Многие предпочитают уехать из депрессивного города. Команда «Зеленодольских», занимая ключевые посты в «ОАО КАМАЗ», перекрывает перспективы карьерного роста, лишая молодежь мотивации делать карьеру на КАМАЗе и связанных с ним производствах. В 2013 году 44% выпускников школ покинули Набережные Челны, поступив в иногородние вузы (при этом только в 2013 году КАМАЗ отказался от услуг 72 поставщиков, а это городские налоги и рабочие места).
Представляет ли топ-менеджмент КАМАЗа интересы российских акционеров?Представляет ли топ-менеджмент КАМАЗа интересы трудового коллектива и горожан?

В своем недавнем интервью корпоративной газете «Вести КАМАЗа» Сергей Когогин рассуждает: «У нас нет задачи сократить персонал, но есть задача резко поднять производительность труда. В бизнес-плане заложен рост в 15 процентов, но этого недостаточно. Резервы, как показал проект оптимизации рабочего времени Томаша Навратила как минимум процентов 20». При этом, рассуждая о зарплате инженера-конструктора на КАМАЗе, утверждает, что она сопоставима с зарплатой на аналогичной должности инженера в Австрии, учитывая разницу в системах налогообложения. На наш взгляд, сравнение некорректно. Почему нужно сравнивать с Австрией, а не с зарплатой на немецком «Даймлере», стремящемся поглотить КАМАЗ? Но даже если пойти по логике руководства КАМАЗа и посчитать медианную (среднюю) зарплату по Германии, то сравнение явно не пользу КАМАЗа. Чтобы не быть голословными, войдите в Интернет,  посчитайте сами и сравните со своей зарплатой. Медианная (средняя) зарплата в Германии по специальности инженер-механик  по данным сайта  равна 46 тыс. евро в год или 172 500 руб. в месяц при курсе евро в 45 рублей.  На «Даймлер» эти показатели еще выше. В одной из публикаций в газете «Комитет ревизор» приводились данные из годового отчета за 2008 г. о средней зарплате рабочих и служащих «Даймлер». Она составила 4613 евро в месяц. При нынешнем курсе евро — это 207 585 руб. в месяц…  С тех пор прошла не одна забастовка и не один раунд переговоров немецких профсоюзов о повышении зарплаты в коллективных договорах. Следует признать, что руководство немецкого автопрома, балансирующего в кризис на грани рентабельности, упорно сопротивляется зарплатным ожиданиям профсоюзов, но вынуждено идти на уступки при растущем рынке. Так как в отличие от постоянной соглашательской позиции нашего профсоюзного деятеля Нурутдинова (чья трусость и предательство интересов рабочего класса на протяжении вот уже последних 20 лет служит ярким примером деградацией профсоюзного движения в России)  Яркий пример, противостояние  профсоюза IG Metall, являющегося акционером «Даймлер» и едва не закончившийся увольнением в начале  2013 года директора  Дитера Цетше. Наблюдательный совет немецкого автопроизводителя разошелся в оценках деятельности директора Дитера Цетше. Основные претензии были озвучены главой производственного совета Эрихом Клеммом и руководителем доминирующего профсоюза металлистов Германии IG-Metall Томасом Клебе. В начале года они высказали претензии главе наблюдательного Совета Daimler AG Манфреду Бишоффу и заявили, что будут голосовать против продления контракта с Цетше. По мнению указанных акционеров, причина разногласий — в стиле правления Цетше, который не обсуждает с представителями трудового коллектива «непопулярные» программы экономии и оптимизации (вы можете представить подобную дискуссию в совете директоров КАМАЗА и в первую очередь из уст профсоюзного руководителя ОАО КАМАЗ Нурутдинова?). Он мог бы избежать противоречий, если бы учитывал мнение коллектива, сообщала газета Stuttgarter Nachrichten (Daimler-Chef Zetsche Betriebsräte wollten Vertrag nicht verlängern. dpa, 24.02.2013 14:35 Uhr). В итоге было принято компромиссное решение, контракт с 59-летним Цетше продлить, но не на 5 лет, как обычно, а только на 3 года, и все это исключительно благодаря жёсткой позиции профсоюза. Мы не раз поднимали вопросы социальной справедливости. Так КАМАЗ в 2009 и 2010 году дважды входил в Ренкинг социальной несправедливости РФ — в число самых социально несправедливых предприятий России. В газете «Комитет ревизор» в 2009 году мы опубликовали сведения о вознаграждении Когогина – оно составляло 751 тысячу рублей в месяц. Сравнили его со средней зарплатой на КАМАЗе – разрыв в доходах получился чудовищным и циничным — в десятки раз. В Германии на «Даймлер» этот разрыв значительно меньше. Разразившийся скандал заставил Когогина «исправиться»  и в следующем году он показал доход в 92 тыс. руб. в месяц.

В целях приведения корпоративных стандартов управления КАМАЗа в соответствие с международными, в случае увеличения доли «Даймлер» в акционерном капитале КАМАЗа, предлагаю ввести в состав  Совета директоров и правления КАМАЗа вместо соглашателей и зиц-председателей вроде Кирилла Пузырькова и Гумера Нурутдинова представителей немецкого профсоюза IG-metall.  Чтобы научили местных родину любить.
Представляет ли топ-менеджмент КАМАЗа интересы российских акционеров?

                                   Операция деофшоризация

О том, сколько на самом деле зарабатывает руководство КАМАЗа, каким пакетом акций владеет и сколько скрывает в офшорах, доподлинно неизвестно. Еще в феврале 2010 года Когогин вернулся в топ-500 миллиардеров России по версии журнала «Финанс». Его состояние оценивалось экспертами в 3,3 млрд. рублей. В рейтинге Когогина представили: «гендиректор «КАМАЗа», считающийся его основным владельцем». Как наемный топ-менеджер из Зеленодольска при его официальной зарплате и доходах за несколько лет стал основным владельцем государственного предприятия, надеюсь, когда-нибудь станет известно. А пока остается только задавать вопросы. Вынудить руководство КАМАЗа раскрыть карты заставили изменения в законодательство, инициированные президентом РФ Владимиром Путиным.  По данным декларации о доходах, поданной супругой гендиректора КАМАЗа, депутатом Госдумы РФ Альфией Когогиной, генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин заработал в 2012 году 50,8 млн. рублей. Официально он владеет 0,0028% акций КАМАЗа. Заработок Альфии Когогиной по итогам 2012 года года составил 7,1 млн. рублей. Никакими миллиардами здесь и не пахнет. В 2012 году Когогин признался в интервью агентству «Рейтерс», что владеет не менее чем 5% акций ОАО «КАМАЗ». По разным оценкам стоимость этого пакета оценивается от десятков до сотен миллионов долларов. На что же он купил этот пакет акций? Напомним, что концерн «Даймлер» приобрел 10% акций КАМАЗа за 250 млн. долларов США, соответственно, 5% акций стоят 125 млн. долларов. Даже если бы Когогин, экс-чиновник, зарабатывал бы по 50 млн. в год, то за 11 лет директорства официально он не заработал бы больше 16 млн. долларов. Судя по отчетам, его вознаграждение на КАМАЗе в кризисные годы колебались в районе 6-8 млн. рублей в год. Дивиденды Когогин как гендиректор заплатил и получил как акционер лишь однажды… Разница его официальных доходов и фактической стоимостью 5% пакета акций КАМАЗа, во владении которым он признался, составляет более 100 млн. долларов США. Представляет ли топ-менеджмент КАМАЗа интересы российских акционеров?Сейчас наступает крайне интересный момент: если акции КАМАЗа вернутся с Кипра в Россию, то должна появиться полная ясность относительно того, кто именно стоит за кипрскими компаниями. В 2005 году было создано ОАО «КАМАЗ-Капитал». Тогда же была осуществлена передача Минземимуществом Татарстана госпакета из 11,6% акций автогиганта в уставный капитал ОАО «КАМАЗ-Капитал» на условиях «условно бесплатно». Далее акции с офшоров скидываются на других инвесторов (с DEKODELEMENT полностью, а с AVTOINVEST частично), естественно, уже не «за бесплатно». Но бюджет Татарстана, как водится в таких случаях, ничего уже не получил… В результате операции по деофшоризации  у КАМАЗа будут два больших акционера: один российский в лице «Ростехнологий» (49,9 процента), другой иностранный в лице «Даймлер».

Интересно, что по факту бюджет России практически ничего не терял от того, что акциями владели офшоры, до того момента когда начали выплачиваться дивиденды. Только в 2012 году — 490 миллионов рублей. И ничего не приобретет — к моменту решения о выплате дивидендов акциями из офшоров уже должен владеть «Даймлер», и соответственно доля, которая уходила в офшоры уйдет иностранному партнеру. Если «Даймлер» закроет сделку, то все заявления о выводе из офшоров — это просто красивые слова для отчета перед президентом. Куда более интересно, куда пойдут финансовые потоки КАМАЗа от внешнеторговой деятельности — здесь по-прежнему остается множество лазеек. Заявив о деофшоризации, руководство КАМАЗа поспешило легализовать в качестве аффилированного лица КАМАЗа еще одну оффшорную фирму, на этот раз на британских Виргинских островах — Firstelement Trading Limited (British Virgin Islands, Road Town Tortola, P.O. Box 146, Trident Chambers) как лицо она принадлежит к той же группе лиц, к которой принадлежит ОАО КАМАЗ. Зарегистрирован офшор 03.07.2008. Хотя в списке аффилированных лиц КАМАЗа на 1 июля 2013 его не было. Спрашивается, для чего регистрировать оффшор на маленьком острове, с населением менее 25 тыс. человек, где компании полностью освобождены от уплаты всех налогов? Ждем ответа на поставленные вопросы от руководства КАМАЗа. Пока же действия и позиция руководства КАМАЗа выглядят как попытка провести предпродажную подготовку, выполнив всю «грязную» работу по увольнению избыточного с точки зрения немцев персонала. Фактически личные интересы Сергея Когогина (а именно превращение в кэш 5% пакета акций и таким образом легализация неизвестно как полученного, по крайней мере широкой публике, а мне и как акционеру 5-ти процентного пакета акций) идут с моей точки зрения в разрез с интересами города, государства и миноритарных акционеров.   

Сергей Еретнов
Миноритарный акционер 
ОАО   «КАМАЗ»Депутат Горсовета Муниципального образования «Город набережные Челны»

Представляет ли топ-менеджмент КАМАЗа интересы российских акционеров?

Представляет ли топ-менеджмент КАМАЗа интересы российских акционеров?
Спрашивается, для чего руководству КАМАЗа понадобилось легализовывать  фирму, зарегистрированную в офшоре на Британских Виргинских островах,  государстве с населением менее 25 тыс. человек?  

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *