Кризис повлиял на всех: богатые и бедные начали экономить. Люди боятся, что уже не смогут вернуться в нормальное состояние

Оснований для быстрого восстановления экономики России нет. Это показало исследование аналитического агентства PwC. Доходы населения будут неуклонно снижаться
Оснований для быстрого восстановления экономики России нет. Это показало
исследование аналитического агентства PwC. Доходы населения будут неуклонно
снижаться, что скажется на его дальнейшей модели поведения

Александр Жидких — Набережные Челны

После продолжительного экономического подъема потребительский рынок в России претерпевает серьезные изменения. Это показало исследование аналитического агентства PwC. Согласно его выводам, оснований для быстрого восстановления экономики России нет. Кризис не ослабнет как минимум до 2019 года. Все это время доходы населения будут неуклонно снижаться, что скажется на его дальнейшей модели поведения.

В исследовании приняли участие 2000 респондентов, представляющих различные городские слои. 86% опрошенных показали, что факт наступления кризиса уже стал общепризнанным, потребители с ним смирились и теперь строят соответствующие планы на будущее.

Представители верхней прослойки среднего класса теперь больше ощущают влияние кризиса, в то время как представители нижней прослойки сильно обеспокоены, смогут ли они вообще вернуться в нормальное состояние после окончания кризиса.
Кризис повлиял на всех: богатые и бедные начали экономить. Люди боятся, что уже не смогут вернуться в нормальное состояниеДругим существенным показателем стало снижение уровня доходов — так ответили 91% из всех опрошенных. По мнению респондентов, кризис завершится не ранее начала 2019 года. В прошлом году участники опроса предрекали окончание кризиса к середине 2017 года.

В результате, по данным PwC, в поведении людей происходят кардинальные изменения. В первую очередь это касается потребления и совершения покупок: в 2016 году большинство респондентов сообщили, что начали сокращать расходы (84% по сравнению с 79% в прошлом году).

36% заявили, что могут позволить себе «намного меньше» товаров и услуг, а 28% ответили «заметно меньше».

52% респондентов сказали, что стали покупать меньше или начали покупать более дешевые товары и продукты (питание, одежда, косметика и предметы личной гигиены), тогда как в 2015 году доля таких респондентов составила 47%.
Кризис повлиял на всех: богатые и бедные начали экономить. Люди боятся, что уже не смогут вернуться в нормальное состояние

«С ситуацией нехватки денег жители Поволжья справляются по-разному: более трети (36%) благодаря общему семейному бюджету, каждый пятый (23%) имеет дополнительный сторонний заработок, а 27% полагаются на помощь родителей, детей или других родственников. Лишь 2% имеют прибавку в виде инвестиционного дохода с депозита или акций», — сообщала ранее руководитель пресс-службы HeadHunter в Поволжье Наталья Парфенова. Агентство тоже проводило несколько месяцев назад исследование уровня жизни россиян.

За последние полтора года число материально неблагополучных семей в России увеличилось без малого вчетверо, сообщал ВЦИОМ. Если в ноябре 2014-го к таковым можно было отнести 16% семей, то к январю 2015-го их стало уже 46%. С тех пор этот показатель только вырос: сейчас материально необеспеченных семей в среднем по стране около 52%. Это говорит о том, что кризис действительно есть и рядовые граждане его действительно чувствуют

Читайте также: Олег Чернозуб, ВЦИОМ: «Впервые в истории зафиксированы изменения в экономическом сознании россиян»

Согласно опросу HeadHunter, львиную долю своей зарплаты (82%) жители Приволжья тратят преимущественно на еду, на коммунальные расходы — 45%, на транспорт — 33%, на аренду жилья или ипотечный кредит — тоже 33%. Меньшую часть (5%) в доле расходов составляют траты на связь, ТВ, интернет, лечение и лекарства, на личные нужды расходы всего 3%.
Кризис повлиял на всех: богатые и бедные начали экономить. Люди боятся, что уже не смогут вернуться в нормальное состояние
«Лишь каждый пятый опрошенный житель Приволжского региона подтвердил, что ему хватает заработной платы на основные нужды. Еще 43% местных респондентов с трудом «растягивают» имеющийся бюджет в течение месяца. Кроме того, лишь 28% опрошенных респондентов из регионов Поволжья не коснулось падение курса российского рубля, тогда как 72% опрошенных работающих жителей региона признались, что стали испытывать финансовые трудности из-за этого», — говорила Парфенова.

Эксперты PwC констатируют, что в 2016 году заметно стало больше покупок товаров по промоакциям или со скидкой, (так теперь делают 24% опрошенных вместо 14% в 2015 году). В этом году роль промоакций и скидок возросла во всех категориях товаров, но особенно в продуктовом сегменте.

В группе с высоким уровнем доходов наблюдается снижение расходов на отдых и развлечения. На 5% относительно прошлого года снижение трат на походы в рестораны, на 6% — путешествия по России и на 13% — поездки за рубеж.
Кризис повлиял на всех: богатые и бедные начали экономить. Люди боятся, что уже не смогут вернуться в нормальное состояниеПо прогнозам аналитического агентства, в ближайшее время, подстроившись под кризис, люди смогут сохранить полученные привычки и после его окончания.

Согласны с этим 45% респондентов из разных категорий по уровню доходов и разных регионов. Сформируется своего рода покупательская дисциплина. На это указывает тот факт, что 65% участников исследования придерживаются более рационального подхода к тратам.

Однако только 15% сказали, что приучили себя рационально подходить к покупкам обуви и одежды, тогда как 30% хотели бы тратить больше на эти товары после окончания кризиса. Приобретение меньшего количества товаров повседневного спроса — это, пожалуй, единственная мера, от которой откажутся потребители, как только их доходы начнут расти.

 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: