«Кричать о произволе»: почему со сносом киосков в Казани все не так очевидно

и их вина лишь в том
Многие предприниматели когда-то установили свои торговые точки вполне законно, и
их вина лишь в том, что с тех пор закон изменился

Артем Малютин Казань

Индивидуальный предприниматель Марат Мухаметзянов долго судился с комитетом земельных и имущественных отношений Казани (КЗИО) из-за торгового павильона на улице Литвинова. КЗИО требовал с него 7,94 млн рублей за «незаконное обогащение» — власти настаивали, что предприниматель с 2010 по 2013 год не по праву пользовался муниципальным земельным участком, на котором стоял его объект.

Мухаметзянов не соглашался с властями: суду он объяснял, что павильон на Литвинова достался ему от первого владельца, договор с которым власти заключали бессрочно. Истец заявил, что «к нему как к новому собственнику участок перешел на том же праве», сказано в материалах Арбитражного суда РТ.

Дело Мухаметзянов проиграл: в феврале этого года арбитраж постановил взыскать с него 451 000 рублей за незаконное обогащение, более 100 000 рублей процентов плюс судебные издержки.

Скоро предприниматель лишится еще одного киоска на улице Академика Павлова — в июне исполком Казани включил некапитальное строение в список подлежащих сносу. Этот частный пример во многом характеризует общую ситуацию с мелкой торговлей в городе.

 

Со всей ответственностью

Ликвидация незаконно установленных киосков и магазинов в Казани принимает массовый характер. За без малого полтора месяца с начала лета исполком распорядился снести 83 нестационарные торговые точки в разных частях города. Документы о демонтаже объектов публиковались 7, 14, 20, 23 июня и 4 июля.

Эта работа будет продолжаться: в ближайшее время пройдет очередной этап сноса мелкорозничных точек, заявил вчера на «деловом понедельнике» замруководителя исполкома Иван Кузнецов. «Со всей ответственностью заявляю, что рано или поздно все такие объекты будут демонтированы», — сказал он.

«Кричать о произволе»: почему со сносом киосков в Казани все не так очевидно

Масштабный снос киосков в Москве, похоже, воодушевил власти на местах. | Фото: kommersant.ru

Кузнецов сообщил, что сегодня у городских властей есть более 70 судебных решений о сносе торговых павильонов, и уже выбран подрядчик, которому поручено этим заниматься. По многим объектам судебные решения были вынесены 2-3 года назад, но киоски все еще эксплуатируются, добавил Кузнецов.

Павильоны, которые мэрия собирается уничтожить, установлены без соблюдения норм, без правоустанавливающих документов и соответствующих разрешений, цитирует чиновника портал мэрии.

Мысль Кузнецова дополнил руководитель исполкома Денис Калинкин:  «Не сомневаюсь, что [после сноса] кто-то из этих так называемых предпринимателей побежит в газеты или на телевидение и будет кричать о произволе, о давлении на бизнес. Но в отношении каждого из таких объектов пройден длинный путь в рамках действующего законодательства».

Но, как видно из судебной практики по спорам торговцев с исполкомом, речь не всегда идет о самовольном захвате земли — многие предприниматели когда-то заняли павильоны на вполне законных основаниях и потому придерживаются той же логики, что и Марат Мухаметзянов.

Проблема в том, что с тех пор изменился закон, и теперь торговцам сложно понять, почему мэрия забирает их бизнес, учитывая, что прежде сама согласовывала размещение киосков.

1 марта 2015 года вступили в силу поправки в Земельный кодекс, и правила распределения участков под уличную торговлю изменились. Масса предпринимателей, у которых на тот момент были действующие договоры аренды, тогда жаловались, что им фактически пришлось заново получать права на землю.

⇒ В Казани снесли еще 16 торговых объектов

Гражданский кодекс позволяет продавать и отчуждать какой-либо объект только вместе с участком, на котором он расположен. По этому же кодексу, если до истечения срока аренды торговая точка переходит во вторые руки и уже у нового арендатора заканчивается договор, он может рассчитывать на приоритетное право перезаключить контракт с собственником участка, говорит член коллегии адвокатов «Петербургская» Юлия Королева. Если этого не происходит, новый собственник может потребовать продления договора через суд, объясняет она. Но Земельный кодекс указывает, что у арендатора муниципального или государственного участка нет преимущественного права заново заключить договор.

Компромисс

В Татарстане сейчас готовится новый порядок регулирования нестационарной торговли, который должен привести предпринимателей и представителей местных органов власти к компромиссу.

Этот порядок разработан Советом по предпринимательству при президенте РТ, будет утвержден постановлением кабмина и станет единым для всех муниципалитетов, рассказал уполномоченный по защите прав предпринимателей при президенте РТ Тимур Нагуманов.

«Кричать о произволе»: почему со сносом киосков в Казани все не так очевидно

Тимур Нагуманов обещает единые правила для уличной торговли. | Фото: kazanreporter.ru

Ранее по решению исполкома договор аренды можно было заключать на любой срок; по новому порядку минимальный срок будет составлять пять лет.

Предприниматели, которые на 1 марта 2015-го имели действующие договоры аренды, получат приоритетное право на размещение объекта, говорит бизнес-омбудсмен.

Если эти торговцы войдут в схему размещения торговых объектов, которую утвердит исполком, они гарантированно смогут установить свои точки. Тем же, чьи объекты не попадут в новую схему, но у кого на 1 марта 2015-го был договор аренды, исполком будет выдавать компенсационное место, продолжает Нагуманов.

«Мы старались максимально учесть мнения и интересы предпринимателей, которых необходимо защитить от риска потери бизнеса, — говорит он. — Надеемся, что все органы власти поддержат проект постановления».

Comment section

Добавить комментарий

Войти: