совершенно не думают об окружающих и создают негативное впечатление у горожан о
всем мотосообществе
Фото: promrating.ru
Даниил Ляпунов — Набережные Челны
Большинство мотоциклистов на дорогах Казани более добропорядочные водители, чем принято думать — такой вывод можно сделать из результатов исследований аналитического агентства «Промрейтинг», опубликованных в минувшую пятницу. В течение двух недель восемь наблюдательных групп мониторили ситуацию на дорогах во всех административных районах города. Собранные данные помогли понять, как на самом деле обстоят дела с мотоциклистами в Казани и каков образ современного байкера.
«Глобальная цель исследования — демифологизация, конкретизация образа казанского мотоциклиста», — говорится в публикации «Промрейтинга». После громкого конфликта, а затем примирения мотосообщества Казани с ГИБДД, эта цель становится публично значимой.
⇒ В Татарстане выросло число ДТП с участием мотоциклистов. Байкеры агрессивно ведут себя по отношению к журналистам и полицейским
Казанский байкер — кто он?
При слове «байкер» у многих в голове картина — молодой мужчина в кожаной куртке и в очках с бородой и татуировками, полноват, бьющий в лицо ветер теребит длинные волосы. Он не смотрит по сторонам, байк несет его по улицам, а сзади обязательно пристроилась длинноногая подруга. Таких ребят чаще можно увидеть на экранах телевизора, чем на проспектах Казани.
Развивающихся волос, вероятнее всего, не будет — 87% казанских мотоциклистов благоразумно пользуются шлемами. В ГИБДД проблема езды без защиты головы на одном из первых мест, но результаты исследований показывают, что без шлема чаще можно увидеть пассажира, чем самого водителя.
Кстати, о пассажирах. Как выяснилось — подвозить кого-то на своем мотоцикле решились только 8% байкеров. Большинство предпочитает наслаждаться поездкой в одиночестве — перевозка пассажира на мотоцикле гораздо рискованнее, чем на автомобиле. Да и каждый раз объяснять, что шлем должен плотно прилегать, а держаться нужно постоянно — и руками, и ногами — никому не хочется. Так что спокойнее без красоток. Фото: promrating.ru
У каждого четвертого мотоциклиста оказались нечитаемые номерные знаки. Попытка ли это спрятаться от дорожных камер, фиксирующих нарушения правил или просто грязь и дорожная пыль (байкеры любят погонять за городом или на специальных трассах, где не так чисто как в черте города) — сказать сложно. Но факт есть факт — у 25% водителей невозможно идентифицировать номерной знак.
Удалось команде аналитического агентства определить время, наиболее любимое байкерами — больше всего мотоциклистов на дорогах в выходные ночью, а меньше всего — в будни днем. Владельцы байков, как и остальные горожане предпочитают отдыхать по ночам рабочей недели, а вот в субботу-воскресенье выезжают отдохнуть на улицы Казани.
Чопперов — больших и мощных мотоциклов, как в фильмах — дорожных и туристических моделей на дорогах Казани немного. Основная масса — спортивные мотоциклы со специфической посадкой и ярким выхлопом, отмечают исследователи. С ценой этой связано вряд ли — среди всех видов мотоциклов можно найти модели в совершенно разных ценовых категориях. Скорее — дань моде на скоростные и спортивные байки.
Мощные скоростные мотоциклы иностранного производства начали появляться в России не так давно — ближе к концу 90-х. Сейчас же большинство моделей вполне доступны. Но в отличие от США и Европы, где мотоцикл прежде всего транспортное средство, некоторые российские водители считают скоростную езду по городу развлечением, неплохим способом покрасоваться и получить дозу адреналина. Отсюда — все жалобы на шум и агрессивные методы вождения.
Среди мотоциклистов много сознательных водителей, для которых мотоцикл — это транспорт для души и для отдыха. В поле зрения горожан и ГИБДД они, чаще всего, не попадают. Зато те, кто только получил права (или вовсе их не получил), начинают носиться по городу и, порой, оказываются в сводках новостей. Не редко — уже после того, как попадут или станут причиной ДТП. Именно от действий подобных несознательных водителей страдает и мнение о байкерах в целом.
Не редко можно увидеть, как мотоциклисты виляют между рядами в транспортном поток или стартуют прямо со светофора с высокой скоростью. У окружающих явно не возникнет сомнений, что такой водитель опасен и нарушает ПДД — гонять на мотоцикле по городу, где практически на всех участках дорог скорость ограничена 60 км/ч, соблюдая правила дорожного движения, практически невозможно.
Проблемы
По статистике ГИБДД, нарушений больше у водителей автомобилей — из 2,5 млн нарушений за мотоциклистами числится только 2159. В Татарстане в этом году произошло 69 ДТП с участием мотоциклов, 9 человек погибли и 77 пострадали.
Но нарушений так мало только потому, что многие владельцы мототранспорта не спешат его регистрировать, а порой даже удирают от патрульных автомобилей ГИБДД — догнать их практически невозможно, да и есть опасность, что пострадают жители. Раз от гаишников можно убежать — можно и формальностями пренебречь, думают некоторые водители и забывают о необходимой экипировке или о технических неполадках. Как следствие — ДТП и жертвы.
Конечно, таких водителей крайне мало — возможно, что всего несколько десятков на почти 2000 казанских мотоциклистов. Но, как ни печально, мнение у горожан о всем сообществе мотолюбителей формируют именно они. Первый официальный байкерский клуб в России появился только в 1989 году, это движение сейчас только зарождается и набирает обороты — в 2015 году в Казани зарегистрировали 291 мотоцикл, а с начала 2016 — уже 179.
Поэтому, начинающие водители часто не думают о том беспокойстве, которое могут причинить окружающим — неаккуратной ездой или шумными выхлопами. Но как показывает мировая практика — некоторые методы регулирования и воздействия на сообщество мотоциклистов есть и часто приносят положительные результаты.
⇒ В Казани ГИБДД помирилась с байкерским сообществом. По словам Рифката Минниханова, «конфронтации нет и не будет»
Проблемы громких и мощных двухколесных транспортных средств в крупных мегаполисах существует с середины 1980-х годов. Регулируют ситуацию с помощью законодательства — увеличение размеров штрафов вплоть до лишения водительских прав, проведения медицинской и психиатрической экспертиз для тех, кто нарушает несколько раз, ограничение на езду по густонаселенным районам города ночью, а также ступенчатая система продажи мощных мотоциклов — в ряде стран такие транспортные средства приравнены по сложности покупки к оружию. Можно подойти и с другой стороны — проводить работу с клубами, с сообществами байкеров. Мотоциклисты также заинтересованы, чтобы в их рядах не было недисциплинированных водителей, которые портят впечатление обо всех остальных и вызывают у горожан агрессию.
Проведенные в группах «Вконтакте» опросы говорят — что в Челнах, что в Казани, жители отмечают, что проблемы с байкерами все-таки есть. В группе «Набережные Челны онлайн» из 1423 проголосовавших 359 (25,7%) ответили, что мотоциклисты не соблюдают ПДД и создают опасность на дорогах; 500 человек (35,7%) говорят, что шум от езды на мотоциклах мешает им спать по ночам; 454 (32,5%) думают, что байкеры хорошие ребята, а на чем ездить — пусть каждый решает для себя; 3,4% опрошенных оказались мотолюбителями и ответили, что гоняют только на специальных трассах или за городом.
Опросы в группах «Казань. Подслушано» и «Казань Социальная группа» показали — хорошими ребятами байкеров в Казани считает большее количество горожан, чем в Челнах. Из 1148 опрошенных 456 (39,7%) ответили, что решать на чем ездить — личное дело каждого. 28,1% уверены — байкеры создают опасность на дорогах и не соблюдают ПДД; 25,5% жалуются на ночные гонки и шум. Мотолюбителей в Казани также оказалось больше — 45 опрошенных (3,9%).
Мнения горожан
«Ровно столько же есть бестолочей которые гоняют на авто не соблюдая ПДД», — отмечает в комментариях к опросу Рустам Махмутов (здесь и далее пунктуация и орфография сохранены).
«Да, нормальные они. Просто я сама за них боюсь больше, чем они сами, наверно, не всегда их в зеркала видно, по звуку иногда определяю, что они где-то рядом)))», — говорит Рамзия Беглова.
«Есть люди, которым абсолютно безразлично спокойствие других людей, а также их мнения. Думаю сами же они бывали и бывают недовольны когда ночью у них либо стены долбят, либо машина за окном орет. В общем то, что не дает им спокойно отдыхать. Вот за городом трасса Челны-Аэропорт, к примеру: и машин ночью практически нет и горожане не мучаются от рева. А в принципе это все дорогие-дешевые понты», — говорит Ильнур Гатиятуллин.
Фото: promrating.ru
«Надо ездить по правилам, а не наваливать, чтоб пол города слышало. Ведь если едешь 60, то и мотор не громко орёт и никто на шум не будет жаловаться, ну и в случае ДТП больше шансов целым остаться», — отмечает пользователь Евгений Головин.
«Вы тут пишите, что бы ездили медленно. Я езжу на мотоцикле 60-80 редко 90. И каждый второй автомобилист меня подрезает или пытается вытеснить из полосы. И зачем тогда ездить со скоростью потока? Это реально опасно», — рассказал о точке зрения мотоциклиста Боря Зайдуллин.
«Гоняю только на трассе, в городе спокойно езжу», — делится Айдар Заляев.
«Живу на очень оживленной улице. От их звука ночью дети просыпаются! Как им спать не охота или они бездельники-днем спят? Я не против мотоцикла!-но не такие же громкие!!! Зачем эти понты? Ведь Вы не на мототреке! Даже кот боится», — недоумевает Айрат Бикмуллин.
«Бывает, что шумят и нарушают скоростной режим, но чтоб помехи создавали на дорогах, ещё не попадались», — отмечает Ilnar Gazizyanov.
«Прежде чем вы думаете купить машину или мотоцикл научитесь уважать людей», — советует пользователь Артем Акопян.
«Да какая разница, мотоцикл такой же вид транспорта как и авто, мешает не больше не меньше чем те же авто или автобусы троллейбусы. По звуку: тазы с пробитыми банками гоняют, грузовики, даже громче чем мотоциклы. И не надо их так выделять, такой же транспорт», — говорит Костя Дерябин.
Comment section