«Мы не можем приехать на бульдозере и сразу все снести». Предварительные итоги Года водоохранных зон. Что нужно сделать, чтобы очистить берега от незаконных построек?

как проходит один из самых важных проектов
Надзорные ведомства отчитались перед властями, как проходит один из самых важных
проектов, взятых под контроль президентом Рустамом Миннихановым

Юлия Яковлева — Казань

318 нарушений выявлено природоохранной прокуратурой с начала Года водоохранных зон. В основном это юрлица, которые захватили береговые полосы и, тем самым, незаконно ограничили доступ к воде.
По закону, на 20 м до уреза воды запрещены любые строения.

Этот год в основном надзорные ведомства посвятили фиксации строений вблизи воды с очевидными признаками самовольного захвата, объясняет заместитель казанского межрайонного природоохранного прокурора Назим Псардия. Меры по их устранению принимались параллельно, но процесс это трудоемкий, поэтому работа продолжится и в 2017-м. Люди не желают расставаться со своим добром, которое построили незаконно, говорит собеседник.

________________________________________

Возбуждено 15 дел об административных правонарушениях, к дисциплинарной ответственности привлечено 23 должностных лица, опротестовано 112 противоречащих законодательству муниципальных правовых актов, в суды направлено 17 исковых заявлений — три из них были удовлетворены судом, остальные находятся на стадии рассмотрения.

________________________________________

Среди нарушителей известные имена. Например, холдинг «Таиф», который арендует участок в лесу (прокуратура не раскрывает место) — на нем поставлен забор, ограничивавший свободный доступ к воде. Надзорное ведомство вмешалось — нарушителю пришлось выполнить требование и демонтировать ограждение.

«Мы не можем приехать на бульдозере и сразу все снести». Предварительные итоги Года водоохранных зон. Что нужно сделать, чтобы очистить берега от незаконных построек?Заместитель казанского межрайонного природоохранного прокурора Назим Псардия Ι Фото: kazanfirst.ru

Общая статистика всех контролирующих органов —  750 фактов самовольного занятия территорий с особыми условиями, во время которых было выдано 128 предписаний и 40 представлений об устранении нарушений закона. 71 объект, в том числе капитальный, был демонтирован.

________________________________________

Проводимые проверки свидетельствуют о многочисленных фактах самовольного захвата земель в границах береговых полос и водоохранных зон, а также акваторий объектов, незаконного распоряжения местными властями участками водного фонда, сбросов загрязненных сточных вод, использовании рек в отсутствие разрешительной документации, некачественной и пассивной работы контролирующих органов, говорится в отчете прокуратуры. 

________________________________________

«Мы обошли всю береговую полосу Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ  пешком и по воде. Ожидали, что будет хуже», — рассказывает Псардия.

В пример он приводит самые проблемные районы, где зашкаливает количество выявленных нарушений — в лидерах Лаишевский (где традиционно селится местная элита) и Зеленодольский, а также Казань, где много дачных участков и садовых обществ еще с советских времен. Они ограждены заборами до самой кромки воды. Там проверки проходили в первую очередь, и по некоторым случаям до сих пор нет окончательного решения.

«Мы не можем приехать на бульдозере и сразу все снести». Предварительные итоги Года водоохранных зон. Что нужно сделать, чтобы очистить берега от незаконных построек?Фото из архива Росприроднадзора РТ

⇒Стоит ли в Год водоохранных зон Волги и Камы ждать бульдозеры в Боровом Матюшино и других элитных поселках?

В основном закон нарушают обычные граждане — в 80% случаев захвата территорий речь идет о заборах, пирсах, причалах, банях и домах, которые были построены у воды. До конца года властям еще предстоит разобраться по каждому случаю отдельно, поэтому говорить об окончании Года водоохранных зон еще рано, объясняет собеседник.

По его словам, много предписаний не исполняются — такие факты уже рассматриваются судами, и разбирательства могут затянуться надолго. Некоторые нарушители до конца борются за свое имущество, даже возведенное вопреки закону — платят деньги адвокатам и пытаются отстоять свои постройки. Однако пока все процессы по таким делам заканчивались в пользу властей.

«Вероятность выиграть дело (у ответчиков) есть, но небольшая. Законом не предусмотрено приехать на бульдозере и сразу все снести, мы должны работать в рамках правового поля», – продолжает Псардия.

Например, один из владельцев участка земли в Верхнеуслонском районе поставил металлический забор на берегу. Убирать его самостоятельно он отказался, поэтому прокуратура обратилась с иском в суд. Дело рассматривается.

«Мы не можем приехать на бульдозере и сразу все снести». Предварительные итоги Года водоохранных зон. Что нужно сделать, чтобы очистить берега от незаконных построек?Фото из архива Росприроднадзора РТ

В июле Верховный суд РТ встал на сторону татарской природоохранной прокуратуры в споре с матерью известного хоккеиста Даниса Зарипова — собственницей участка на берегу Меши, Фанией Зариповой.

Надзорное ведомство требовало обеспечить свободный доступ к реке, демонтировать самовольно установленные заборы, за которыми находились частные беседки и пирсы. Лаишевский райсуд в иске отказал, поскольку участок ею был куплен уже с этими постройками. Но апелляционная инстанция согласилась с аргументами прокуратуры и отменила это решение.

________________________________________

Сумма наложенных штрафов за нарушения закона в водоохранных зонах Татарстана на этот момент — 6 млн рублей. Всего составлено 1772 постановления, рассказывал на днях журналистам глава минэкологии РТ Фарид Абдулганиев.

________________________________________

Одна из главных задач Года водоохранных зон — постановка на кадастровый учет всех водных объектов — их границы до сих пор не установлены. Если бы у береговой линии были координаты, то самовольный захват можно доказать, но такая работа не была проведена. Кроме Заинского водохранилища, сведения о границах которого были внесены в государственный водный реестр, и его поставили на кадастровый учет.

Сейчас в стадии обретения собственных границ находятся реки Анзирка, Шия, Мензеля, Шумбут и другие. Из озер — Ковалинское в Лаишевском районе и Средний Кабан.

К декабрю эту работу постараются завершить, а это значит, что в будущем сносить незаконные постройки будет значительно проще.

«На сегодняшний день проводится усиленная работа по тем рекам, где установлены границы водоохранных зон — это 82 водных объекта. Еще на семи водных объектах в этом году завершается работа по установке границ», — сообщил он.

⇒В преддверии Года водоохранных зон власти Татарстана сделали почти 3000 м прибрежных границ охраняемой территорией

 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *