самых аварийных и с низкой пропускной способностью
Юлия Яковлева — Казань
К 133 существующим «умным» светофорам в Казани до конца года добавятся еще восемь. В основном это оставшиеся неподключенными к адаптивной системе объекты Большого казанского кольца.
Поэтапно с 2012 года интеллектуальная система управления движением внедряется на самых загруженных автомагистралях города: в прошлом году она появилась на перекрестке Большая Крыловка – Вахитова, в этом должна «замкнуть» окружную дорогу у Речного техникума и железнодорожного вокзала, где будет установлено новое оборудование. Об этом KazanFirst сообщил замдиректора АСУДД (Автоматизированной системы управления дорожным движением) Казани Евгений Пыров. Ситуация там улучшится, утверждает он.
Где появятся «умные» светофоры с адаптивной системой?
- перекресток Сибирский тракт — улица Журналистов
- перекресток Тукая — Садыковой
- перекресток Галиева — Набережная
- перекресток Саид Галиева — Ташаяк
- перекресток Тукая — Тази Гиззата
- перекресток Несмелова — Гладилова
- перекресток Несмелова — Кировская дамба
- перекресток Беломорская — Химиков
Планируется, что на участках, оснащенных автоматическими регулировщиками, средняя скорость движения транспортного потока может увеличиться на 15-20%.
Сейчас в Казани 315 светофорных объектов, к концу года станет на 20 больше. Чуть меньше половины от общего числа подключены к адаптивной системе.
________________________________________
Общая сумма за все новые светофорные объекты, включая «умные», — 100 млн рублей. Деньги из республиканского бюджета. Заказчик: дирекция финансирования научных и образовательных программ БДД РТ. Подрядчику — ООО «Телекомстрой» — предстоит возвести все светофорные объекты, после чего они будут переданы под контроль АСУДД
________________________________________
«Восемь светофоров из 20 будут адаптивными, там будет произведена реконструкция, 12 будут построены, но они не входят в “умную” систему, потому что они находятся на периферии, например, в Дербышках», — объясняет Пыров.
Замдиректора АСУДД (Автоматизированной системы управления дорожным движением) Казани Евгений Пыров
Где появятся новые светофоры без адаптивной системы?
- перекресток Завойского — Габишева
- перекресток Беломорская — Давыдова
- перекресток Центральная— Овражная (поселок Салмачи)
- перекресток Оренбургский проезд — Булатова
- перекресток Парина — 1-я Калининградская
- перекресток Саид Галеева — Яхина
- перекресток Гладилова — 1 Мая — Лукницкого
- перекресток Восстания — Октябрьская
- перекресток Попова — Журналистов
- перекресток Начальная — Советская
«Эти участки выбирались по нескольким принципам — какие-то светофоры было необходимо дооснастить адаптивной системой, но есть и опасные перекрестки, где часто происходят наезды на пешеходов и ДТП», — продолжает Пыров.
________________________________________
В 2016 году на реализацию программы безопасности дорожного движения в Казани выделено 203 млн рублей. Основная часть (190 млн) — на модернизацию светофоров, развитие и обеспечение функционирования АСУДД
________________________________________
Производитель «умной» системы управления —Swarco AG, «дочка» известной австрийской ювелирной компании Swarovski. По словам Пырова, адаптивная система на казанских магистралях ничем не хуже, а во многом даже лучше, чем заграницей.
«К нам недавно приезжала делегация из Японии, — рассказывает он. — Они предлагали свою аналогичную систему. Мы посмотрели — ничего особенно отличающего нет, в чем-то она даже может и проще. Оборудование посмотрели, ничего удивительного не обнаружили».
Как работает адаптивная система?
На перекрестках установлены специальные детекторы транспорта, которые считают количество автомашин, подъезжающих к нему с различных направлений, а также их скорость. Эта информация поступает в диспетчерский центр, обрабатывается программой, которая автоматически настраивает режим работы светофора. На это уходит несколько секунд. После она обрабатывает эти данные и отправляет их обратно на перекресток, в каком режиме ему работать — для какого направления нужно увеличить продолжительность зеленого сигнала светофора.
Этот режим работы меняется в зависимости от количества автомобилей. Например, когда на перекрестке произошла авария, «умные» светофоры «почувствуют», что там началась скапливаться пробка и попытаются ее устранить автоматически, объясняет Пыров.
Камеры на перекрестках, где установлена адаптивная система, в течение месяца собирают статистику: сколько машин в разное время через него проезжает. Таким образом, светофоры различают обычную обстановку от затрудненной.
«Ситуация в городе заметно улучшилась, но благодаря не только нашей системе, — рассуждает Пыров. — Только за счет нее в городах проблему пробок не решить. Она помогает — увеличивает пропускную способность на 15-20%, но в целом нужен комплекс мер: было построено много развязок, запретили днем въезжать в город транзитному грузовому транспорту, парковаться в центре города, организовали систему платных парковок, где-то отменили левый поворот — город после этого “поехал”».
Как пример Пыров приводит одну из самых проблемных дорог, где «умным» светофором проблему не решить. При выезде из поселка Салмачи в сторону улицы Кул Гали в будни в часы-пик возникают километровые заторы.
«Там один светофор на выезде. В качестве эксперимента мы сделали так, чтобы зеленый сигнал горел 2 минуты. Сейчас перед перекрестком, где установлен сам светофор, пробки нет, она начинается раньше, просто дорога не справляется с таким количеством машин. Там одна полоса в одну сторону, одна в другую, и тысячи автомобилей».
⇒ Минниханов поручил властям Казани разобраться с пробками в Салмачах
Адаптивную систему критикует Рамиль Хайруллин, региональный представитель Федерации автовладельцев в Татарстане. Он уверен, что автоматические регулировщики не способствуют улучшению дорожной ситуации.
«Когда я еду по Булаку и мне горит “красный”, а поперек никто не проезжает, а мы все равно стоим, то у меня складывается впечатление, что светофор совсем не “умный”, а он в этот момент должен нам включить зеленый свет, раз никого на пути нет», — рассуждает он.
По словам Хайруллина, он часто видит, как заторовые ситуации решаются физическими способами, а не с помощью современной автоматики. В часы-пик «умные» светофоры включать бесполезно, если пробка уже образовалась со всех сторон, приводит он пример:
«На пустом перекрестке зеленый может гореть ни для кого хоть минуту, хоть две! — продолжает собеседник. — Больше ста перекрестков оборудованы этими светофорами, только где они? Теоретически они у нас есть, но практически я что-то не замечаю — в часы-пик пока тяжеловато ездить».
Региональный представитель Федерации автовладельцев в Татарстане Рамиль Хайруллин
В качестве решения проблемы он предлагает вернуть на дороги «зеленую волну» — тоже автоматическую систему светофорного регулирования, но предыдущего поколения. Устройство рассчитывает определенную среднюю скорость; между рядом светофоров устанавливается связь, обеспечивающая включение зеленых сигналов к моментам подхода компактных транспортных групп.
На всех перекрестках магистрали, скоординированных по принципу «зеленая волна», задаётся один и тот же цикл, как правило, в пределах 45-80 секунд. Зеленый свет по направлению координируемой магистрали на разных перекрестках включается не одновременно, а с заранее определенным сдвигом. Это позволяет применять зеленую волну при любых расстояниях между перекрестками.
«Это было плюсом только для тех, кто ехал по этой магистрали. На автомобили, которые только подъезжали к этим улицам, система никакого внимания не обращала, а сейчас система [“умных” светофоров] следит, чтобы во всех направлениях не было заторов», — отвечает ему Пыров.
Если сейчас не смотреть с прицелом на будущее, рано или поздно город встанет, поэтому необходимо постоянно прорабатывать дорожную логистику, считает заместитель командира полка ДПС ГИБДД Казани Михаил Савин. По его мнению, город «однозначно не стоит в пробках, можно передвигаться — они намного облегчают жизнь автолюбителям».
Однако одними «умными» светофорами на ситуацию не повлиять, считает он, в пример приводит проспект Ямашева – участок дороги в сторону Третьей транспортной дамбы у стадиона Kazan Arena, где начинается сужение.
«С учетом всех интенсивных потоков там были заторы, а потом нанесли дорожную разметку, движение там отрегулировалось, хотя светофорных объектов там нет, — говорит Савин. — “Умные” светофоры облегчили жизнь горожан, но обычный водитель не обращает внимания на работу этой технических средств — ему кажется, так и должно быть. Сотрудников ГИБДД и исполкома вспоминают только, когда становится плохо».
Фото и видео: Василий Иванов
Comment section