Желание Энгеля Фаттахова усадить педагогов Татарстана для сдачи ЕГЭ вызвало протестную реакцию

В минобразования уверяют
В минобразования уверяют, что экзамен нужен лишь для методической помощи
педагогам и не послужит поводом для административных решений

Фото: zt16.ru

Кристина Иванова — Казань

3 ноября учителям-предметникам придется отложить планы на осенние каникулы и пройти диагностическое тестирование на знание своего предмета. В сети появилась петиция против учительского ЕГЭ, собравшая уже почти 1 700 подписей. В сообществе разразились жаркие дебаты: некоторые учителя считают сдачу ЕГЭ унижением своего достоинства, тогда как другие педагоги готовы сдать экзамен и подтвердить свой класс. Родители злорадствуют — пусть учителя вслед за детьми испытают на себе прелести ЕГЭ.

Прихоть министра

«Трудовая партия России» в Татарстане на днях разместила петицию на сайте change.org с требованием запретить ЕГЭ для учителей в республике. Послание, собравшее более полутора тысяч подписей, адресовано новому министру образования и науки России Ольге Васильевой, руководителю Рособрнадзора Сергею Кравцову, главе Минобрнауки РТ Энгелю Фаттахову, президенту РТ Рустаму Минниханову и даже главе России Владимиру Путину.

________________________________________

«Мы, учителя Республики Татарстан, категорически возражаем против очередной сдачи ЕГЭ для учителей, по прихоти министра образования Республики Татарстан Фаттахова Энгеля Наваповича, — пишут составители петиции. — Учителя Татарстана уже неоднократно сдавали ЕГЭ в прошлые годы, для прохождения аттестации, документы о набранных баллах у каждого есть. В этом году для прохождения аттестации проводили тестирования по вопросам педагогики, психологии и знаниям предмета. С какой целью очередное ЕГЭ должны сдавать учителя Татарстана?» (здесь и далее пунктуация и орфография сохранены — KazanFirst).

________________________________________

По мнению авторов петиции, «в законе «Об образовании» ничего не говорится о сдаче ЕГЭ учителями, а значит, это является нарушением прав педагогов, которые имеют дипломы о высшем образовании». Учителя каждые три года проходят курсы повышения квалификации, через каждые пять лет — аттестацию, включающую экспертизу профессиональной деятельности педагога, добавляют составители.

Авторы петиции предлагают всем учителям в регионе бойкотировать ЕГЭ: «В 2015 году учителя 75 гимназии Московского района г.Казани открыто выступили против сдачи ЕГЭ, обратились в профсоюз, но поддержки там не нашли и тогда, придя на пункты сдачи ЕГЭ и, получив КИМы, сдали их незаполненными. Может и в этом году всем учителям Татарстана поступить также? Приказа о сдачи ЕГЭ учителями нет, или его никому не показывают, но дата известна — это 3 ноября 2016 года». Составители обращения призывают Фаттахова показать личный пример и сдать ЕГЭ самому.

Дорожная карта проблем учительства

В минобрнауки Татарстана подтвердили — 3 ноября состоится диагностическое тестирование учителей-предметников базовых школ РТ по контрольно-измерительным материалам ЕГЭ. Процедура организована по планам мероприятий республиканской системы оценки качества образования. С профсоюзом вопрос согласован.

«Тестирование проводится с целью оказания методической помощи учителям-предметникам, имеющим определенные пробелы в знаниях содержания предмета, — поясняют в пресс-службе министерства. — Муниципальная методическая служба составит “дорожную карту” для организации работы с учителями по проблемным зонам в рамках районных методических объединений, а школьная методическая служба отработает пробелы в знаниях содержания учебного предмета с каждым конкретным учителем».

В минобре утверждают, что результаты ЕГЭ учителей будут направлены в Институт развития образования для учета при составлении программ курсов повышения квалификации с учителями-предметниками: «Никто, в том числе администрация школы, не будет рассматривать результаты тестирования учителей для принятия каких-то организационных решений. Они предназначены исключительно для оказания методической помощи педагогу. Учитель, который обучает выпускников, должен очень хорошо знать свой предмет и одновременно должен быть хорошо знаком с процедурой ЕГЭ и содержанием заданий».

2

Фото: 1ul.ru

В нынешнем учебном году от диагностического тестирования освобождаются учителя высшей квалификационной категории, а также аттестующиеся на первую и высшую квалификационные категории в этом учебном году. Впервые ЕГЭ пройдут учителя начальных классов.

Метод «собственной шкуры»

На пресс-конференции в прошлом году Фаттахов объявил, что все учителя базовых школ будут сдавать ЕГЭ по своим предметам. По его данным, в Татарстане 550 базовых школ, в них обучаются 85-90% татарстанских школьников. «Если учитель не может сам набрать по ЕГЭ хотя бы 40-50 баллов, как он может подготовить ученика?» — рассуждает министр.

Он также сообщал, что Рособрнадзор по примеру Татарстана решил с 2016 года внедрить по всей стране тестирование учителей в формате ЕГЭ по русскому языку и математике: «В прошлом году мы впервые провели диагностическое тестирование учителей базовых школ в виде ЕГЭ. Тестирование прошли 14 590 педагогов».

Практика сдачи учителями ЕГЭ в Татарстане не нова, но никогда это явление не было таким массовым. Еще в 2010 году тогдашний министр образования РТ Альберт Гильмутдинов рассказывал, что лишь 6,7% от сдававших ЕГЭ учителей школ Татарстана получили за экзамен по своему профильному предмету свыше 80 баллов.

В тот год чуть более тысячи школьных учителей подали заявку на повышение своего профессионального статуса, им было предложено сдать ЕГЭ по профильному предмету. Министр называл это методом «собственной шкуры». Сдать ЕГЭ по своему профилю меньше, чем на 70 баллов, учителю стыдно, заверял министр.

3-001

Учителя должны сами попробовать сдать ЕГЭ, настаивает минобразования | Фото: wikimapia

⇒ Альберт Гильмутдинов: «Ко мне как к министру образования никаких претензий не было»

Татарстан — не единственный регион, где учителя сдают ЕГЭ. Правда, в других местах происходит это не в таких масштабах и без «обязаловки». Согласно данным пресс-службы Московского института открытого образования, почти 60% молодых московских педагогов положительно относятся к сдаче ими ЕГЭ по профильным предметам. При этом опрос педагогов старшей возрастной категории показал, что сдавать ЕГЭ для учителей готовы только 26% респондентов. У московских учителей уже появилась возможность сдать ЕГЭ по своему предмету в той же форме, в какой его сдают старшеклассники. И хотя в настоящее время решение об участии в экзаменах принимают сами педагоги, на пробные испытания уже зарегистрировалось более 2 000 столичных учителей.

Родители злорадствуют, учителя — возмущаются

Родители не против нововведения — они хотят, чтобы педагоги сами побывали в шкуре детей. Среди самих педагогов поднялась целая волна возмущения. Учителя жалуются на загруженность и считают необходимость сдавать ЕГЭ отъемом времени. Впрочем, не все.

Директор ИT-лицея Казанского федерального университета Тимербулат Самерханов, говорит, что учителя сдают ЕГЭ при поступлении на работу в лицей. «Показатель работы наших учителей — результаты ЕГЭ учащихся. Поэтому они не сдают ЕГЭ централизованно, только по необходимости — для аттестации и прочих процедур, — говорит собеседник. — По поводу 3 ноября точных указаний пока нет, потому что документов у меня на руках нет. Если появятся — будем думать».

Самерханов поддерживает процедуру сдачи экзамена учителями, хотя формат, по его мнению, может быть другим. «Учитель, который готовит к ЕГЭ, должен сам знать процедуру экзамена и сдавать его не меньше, чем на 80-90 баллов в зависимости от предмета. Это показатель класса учителя. Чтобы быть в тонусе и в теме, ЕГЭ сдавать надо. Прежде всего для саморазвития. Не всегда люди следят за новинками в своей отрасли. Поэтому чтобы быть в теме, сдавать нужно», — рассуждает он.

По его мнению, экзамен может проходить не только в формате ЕГЭ, в испытания можно включить задания по проектированию урока, а для учителей естественно-научного блока — лабораторную работу. «Если ты варишься в собственном соку, мало людей сами себя мотивируют к саморазвитию. И мне как учителю математики важно, чтобы я продолжал развиваться», — признается собеседник.

«Умение сдать ЕГЭ не говорит об умении научить этому. Есть много переводчиков, которые знают язык лучше, чем я. Но я уверена, что смогу научить детей лучше. Я вижу систему обучения», — говорит учитель английского языка высшей категории, федеральный эксперт ОГЭ и ЕГЭ Жанна Гарипова

По ее словам, в республике уже минимум 10 лет существовала система сдачи ЕГЭ для учителей высшей и первой категории при аттестации. То есть эти учителя уже подтвердили свое знание предмета, рассуждает она. Гарипова не видит смысла в ежегодном массовом тестировании: «ЕГЭ для школьников валидно несколько лет. Какой смысл сдавать ЕГЭ каждый год учителям? Общий результат будет тот же. Надо работать с теми школами, где низкие результаты ЕГЭ у учеников. И проблема, скорее всего, в методике», — считает она.

Эльвира Матвеева, подписавшаяся под петицией, рассказывает, что несколько раз сдавала ЕГЭ с хорошими результатами: «Если есть недоверие к знаниям учителей, проверять надо педвузы и закрывать наиболее некачественные».

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *