Образ Ивана Грозного по большей части демонизирован и мифологизирован. Недавно предложили поставить в его честь памятник в Казани

а не публицистические и псевдоисторические рассуждения
Если читать прямые исторические источники, а не публицистические и
псевдоисторические рассуждения, и отбросить идеологически шоры, то Иван Грозный
— талантливый военачальник, борец с сепаратизмом и интеллектуальный политический
полемист

Памятник царю Ивану Грозному в Орле Ι Фото: ria.ru

Ильнур Ярхамов — Казань

В конце недели федеральное издание Lenta сообщила новость — глава Союза православных хоругвеносцев Леонид Симонович-Никшич предложил в Казани поставить памятник Ивану Грозному. Союз хоругвеносцев, чтобы вы понимали, — это такая карликовая националистическая организация. Она  регулярно привлекает к себе внимание журналистов эпатажными заявлениями и выходками (например, сжигает портрет Мадонны или книги про Гарри Поттера). В таких акциях нет ни грамма серьезности, но общество на радость журналистов реагирует на их перфомансы. Теперь вот статуя Ивана Грозного в Казани.

Фигура царя Ивана прекрасно известна нашей общественности и интеллигенции. Как правило, он — популярное пугало, которое обычно проклинают и ругают в начале октября татарские радикальные национал-сепаратисты, когда поминают день взятия Казани в 1552 году. В Татарстане этот акт поминовения получил название «Хәтер көне».

К сожалению, такое однозначное толкование как «татарское казанское ханство было взято русскими московскими войсками Ивана Грозного» чревато войнами памяти. Есть факт, в середине 16 века Казань и татары стали частью большого Российского государства. А рассуждения, кто кого обидел в далёком 16 веке и кто кому за что должен, мирному сосуществованию татар и русских в настоящее время не способствуют.

Перед татарскими публицистами, историками и общественными деятелями стоит задача ответить на некоторые исторические вопросы.

Настолько ли были стерильными Русское московское государство и Казанское ханство, что можно говорить о завоевании одного народа другим? Как известно, в составе Московии проживали служилые татары, и было татарское Касимовское ханство, так и в Казанском ханстве проживали кроме татар другие народы: марийцы, удмурты, чуваши и даже ясачные русские.

В наличии последних, кстати, были заинтересованы сами казанские ханы. Они населяли нынешние северные и западные территории Татарстана, пользовались землёй и платили ясак ханам.

Также есть другой исторический вопрос. Со дня взятия Казани в 1552 году прошли 32 года — умер царь Иван IV. После этого централизованная власть в российском государстве начала стремительно слабеть. Всё это вылилось в Смутное время в начале 17 века. Почему уцелевшие татарские мурзы и беки не воспользовались ослаблением русского государства и не отложились от него? Это был исторический шанс вернуть себе политическую самостоятельность.

Тогда практически половина страны были оккупирована польскими и шведскими войсками, шла борьба с казаками и лжедмитриями. Москве в то время было, мягко говоря, не до Казани.

 

Российское общественное мнение об Иване Грозном

Из-за общественного бэкграунда такого деятеля как Симонович-Никшич и его образа, инициатива установить памятник царю Ивану в Казани встретит и будет встречать сопротивление. Сам вид хоругвеносцев, их участие в сомнительных ура-патриотических акциях, антисемитская истерия Симоновича-Никшича чести ему не делает.

Допустим, памятнику завоевателю Казани Ивану Грозному нет места в нашем городе. Но исторически справедливого отношения со стороны потомков этот политический деятель и эффективный менеджер достоин.

Образ Ивана Грозного по большей части демонизирован и мифологизирован. Недавно предложили поставить в его честь памятник в Казани

«Портретная реконструкция Ивана Грозного», выполненная Михаилом Герасимовым

Либерально настроенные историки, журналисты и публицисты любят пинать Грозного за репрессии: за политические репрессии и за немотивированные политические репрессии. Диванные эксперты в интернете обычно делят руководителей России на слабовольных идиотов и на кровавых тиранов. Есть ещё небольшая прослойка интеллигенции, которая считает количество репрессированных людей и размышляет, какую страну мы потеряли.

Во всех этих координатах места трезвому взгляду на личность Ивана Грозного нет. Так получилось, что большинство негативных оценок деятельности царя имеют корни в проевропейских исторических источниках.

Источники и свидетельства о царе Иване IV

Например, известный русский писатель-эмигрант Борис Акунин любит ссылаться на «Записки о Московии», написанные Генрихом фон Штаденом — бывшим опричником Ивана Грозного. Проворовавшись, он был вынужден бежать из России в Польшу. Там он попал на службу при дворе короля Сигизмунда II. Польский король заказал Штадену написать книгу о Московии. Так как Сигизмунд II и Иван Грозный противостояли друг другу во время Ливонской войны (1558—1583 гг.), и польский король с завистью смотрел, как московский царь налаживал дипломатические отношения с Римским папой, то нетрудно догадаться, чего он хотел от Штадена. Произведения беглого опричника были, говоря современным языком, сделаны по всем лекалам чёрных пиар-технологий.

Второй любимый исторический персонаж, на которого любят ссылаться— Альберт Шлихтен. При дворе русского царя он был писарем личного врача Грозного. Рассказывать о России через призму его политического памфлета — это всё равно, что рассуждать о Советском Союзе на основе гитлеровских пропагандистских фильмов «Ди дойче вохеншау». Он даже путает своего начальник, называя его «фрязином», то есть итальянцем. Хотя на самом деле врач Грозного был родом из Бургундии.

Другие любимые исторические герои, по которым судят об Иване Грозном и Московии, — бывшие ливонские дворяне Иоганн Таубе и Элерт Крузе. Русские войска во время войны их взяли в плен. Царь им предложил службу, те согласились, потом были приняты даже в опричное войско Грозного. Но в конце 1571 года предали его, и перешли на сторону Речи Посполитой и Стефана Батория. Он также попросил их написать «правду» о России.

Как Иван Грозный относился к своим оппонентам?

Правление Грозного было типичным для средневекового мира 16 века: не менее гуманистическим и не более суровым. Историки говорят, что у него была отличительная черта — царь не оставлял надежд переубедить в своей правде политических оппонентов. Это выглядит весьма гуманно, ведь в те времена было куда легче отравить или зарезать противника. Яды вообще были рутиной политической борьбы.

Образ Ивана Грозного по большей части демонизирован и мифологизирован. Недавно предложили поставить в его честь памятник в Казани

Парсуна Ивана Грозного из собрания Национального музея Дании (Копенгаген), конец XVI — начало XVII веков

Во-первых, сохранилась в целости и сохранности переписка Грозного с его бывшим ближайшим соратником князем Андреем Курбским. Он предал царя и бежал в Великое княжество Литовское в разгар Ливонской войны в 1564 году. Читая их переписку, удивляешься, почему у царя Ивана не зашкаливают эмоции, почему он не кроет матом Курбского. В Средние века на Руси эта лексика была вполне ещё допустимой. На худой конец, Грозный мог просто выбрать для себя сухой официальный язык с посылом: «Я вас в упор не вижу, кто вы такой?». Но Грозный до такого не опускается.

Во-вторых, отечественный историк Соломон Лурье опубликовал книгу «Послания Ивана Грозного». Это переписка царя с Курбским, королём Сигизмундом II и великим гетманом литовским Яном Ходкевичем. Два последних вели активную переписку с представителями высшей российской аристократии — Бельскими, Мстиславскими и Воротынскими.

Грозный отлавливает гонца, который бегает между ними, и отбирает письма, написанные Сигизмундом и Ходкевичем в адрес боярских кланов. Любопытно, но царь Иван берётся за написание писем от имени каждого русского аристократа. Он пытается втолковать польско-литовской знати, что нельзя переманивать людей за спиной царя, если идёт война, то место брани — это открытое противостояние, а не интриги и увещевания.

Почему начались казни при русском царе?

Есть небольшая историческая загадка. Как известно, «кровавый» Грозный затеял такой политический и репрессивный процесс как Опричнина (1565-1572 гг.). От неё, якобы, умерло много ни в чем неповинных людей. Однако исторические факты говорят, что широкое применение карательного отряда опричников и казни началось в 1567 году. Что было два года и почему именно 1567 год — начало репрессий?

В этот год Иван Грозный замышляет масштабный военный поход на Ливонию. По европейским меркам, русский царь мог выставить чудовищную массу войск — около 30 000 вооружённых воинов и артиллерию. В средние века военный поход требовал огромных людских и финансовых ресурсов, напряжённой работы бюрократического аппарата, налаживание логистики, фуражировка и так далее. На подготовку похода ушёл год.

Местом встречи всех родов войск Грозный выбрал местечко Ршанская Яма — это недалеко от нынешнего Великого Новгорода. Но, к сожалению, на место встречи опаздывает артиллерия. Война — это не то мероприятие, на которое принято опаздывать. Грозный в ярости, весь подготовительный год насмарку, рядом ходит польско-литовское войско, готовое вот-вот напасть на него. Сигизмунд II и Ходкевич ждут-не дождутся, когда Мстиславкие, Бельские и Воротынские, с которыми, как они думали, переписывались, должны поднять восстание против царя.

Образ Ивана Грозного по большей части демонизирован и мифологизирован. Недавно предложили поставить в его честь памятник в Казани

Царь Иван Грозный. Художник В. М. Васнецов, 1897 год

Царь инициирует следствие — выяснить из-за кого артиллерия опоздала на место сбора. Виновным оказался дьяк Юрий Казарин-Дубровский. Он был уполномочен организовать провоз артиллерии. Под тогдашними методами допроса — пытками — выяснилось, что Казарин-Дубровский брал взятки с тех территорий, которые не хотели видеть у себя проходящие обозы с артиллерией. Поэтому войскам на место сбора приходилось идти окружными путями. Царь казнил дьяка вместе с его подельниками и семьёй.

В это время активизировались боярские кланы Бельских, Мстиславких, Воротынских и другие. Из-за страха они прибегают к царю и начинают доносить друг на друга. Здесь уже включается грозный репрессивный аппарат — опричное войско. Под конец Грозному и опричников приходится умиротворять, казня наиболее ретивых из них, а саму Опричнину распустить в 1672 году.

Сколько человек убил Иван Грозный?

Любопытно, но исторические источники практически сохранили точное число репрессированных Иваном Грозным. Советский историк Степан Веселовский, авторитетный источниковед, опубликовал книгу «Синодик опальных царя Ивана IV как исторический источник». Это длинный список имён и фамилий, которых казнили палачи Ивана Грозного и он сам. Царь рассылал список во все церкви, чтобы их поминали по всем христианским канонам. Веселовский восстановил биографии всех опальных, их происхождение и положение в среде аристократии.

Всего царь просил помянуть чуть более 3000 человек. Другой авторитетный современный петербургский военный историк-медиевист Клим Жуков сообщает, что в карательном походе царя на Великий Новгород было убито по разным данным около 1400 человек. То есть, при грубом подсчёте, при Грозном сложили голову около 5000 человек.

Таким образом, вся политическая репрессивная деятельность Ивана Грозного затронула лишь тонкую прослойку высшей и средней элиты московского боярства. В масштабах репрессий и казней английского короля-современника Генриха VIII Иван Грозный выглядит филантропом-гуманистом. У первого число убиенных по политическим причинам в на порядки больше.

Борьба с новгородским сепаратизмом

Есть такой исторический сюжет — карательный поход войска Ивана Грозного на Великий Новгород. Наибольшую активность в этом деле предпринимал демонизированный либеральными историками соратник царя — Малюта Скуратов. Либеральная интеллигенция, любящая рассуждать о истории России, обычно вменяет Грозному вину, что он покончил в новгородской вечевой демократией.

К сожалению, эта часть интеллигенции напрочь игнорирует важный исторический источник — судебный документ, сохранившийся в Посольской книге 1626 года, под названием «Изменное дело новгородского епископа Пимена».

Образ Ивана Грозного по большей части демонизирован и мифологизирован. Недавно предложили поставить в его честь памятник в Казани

Разгром Великого Новгорода карательным отрядом Ивана Грозного

В материалах следствия и допроса есть доказательства, что высшая новгородская аристократия во главе с архиепископом Новгородским Пименом собиралась отложить Новгород и Псков от московского государства.

Гуманисты могут возразить, что в средние века пытки были настолько жестоки, что человек на допросе мог сказать всё что угодно. Во-первых, практика предполагала, что человек под пытками должен был три раза повторить свои показания. Если он говорил что-то иное на второй пытке, то телесные мучения ему нужно было терпеть ещё два раза. Во-вторых, в это время действовала сеть осведомителей из прислуги аристократии. В-третьих, достаточно было взять группу заговорщиков, жестоко казнить одного из них, а другие уже сами готовы были бы наперебой давать показания. Психологическое давление делает чудеса.

Поход Ивана Грозного на Новгород — это разовая военная спецоперация по усмирению сепаратистки настроенного региона. Да, практически всё дворянство и купечество города было перебито через раз, это коснулось также всех членов их семей. Но это делалось в суровом Средневековье и чтобы, не дай Бог, пропустить кого-либо из заговорщиков.

 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *