Позором уходящего года можно назвать футболки с принтами казанских ОПГ

Позором уходящего года можно назвать футболки с принтами казанских ОПГ
Футболки с названиями казанских ОПГ — это именно пропаганда и реабилитация.
Только пропаганда бандитизма и реабилитация убийц

Ян Гордеев, Ильнур Ярхамов — Казань

Несомненным позором уходящего 2016 года можно и нужно назвать историю с футболками, на которых выведены названия казанских преступных группировок: «Теплоконтроль» и «Квартала».

Пожалуй, за весь год не было столько дискуссий, ничто так не обсуждали, как эти футболки. Никто так сильно не возмущался даже в самые крупные скандалы. Танец живота певицы Резеды Ганиуллиной возле Белой мечети в Булгаре померк на фоне этой темы. А ведь речь идет о простой детали туалета, напяленной на молодых и красивых моделей.

_______________________________

Линейка футболок с принтами была создана арт-директором журнала «Инде» Анастасией Ярушкиной при поддержке редакции журнала. На футболках, чьи фотографии были представлены в соцсетях (их предлагали купить), — изображения казанских бандитов, названия ОПГ «Теплоконтроль» и «Квартала», которые сопровождает символ короны. Так, сами члены ОПГ выводили на стенах названия своих группировок: «Квартала — короли»

_________________________________

Понять, почему футболки вызвали переполох, а скандал с Ганиуллиной в Болгаре нет, очень легко. Наше общество — светское. Сила и значение религиозных канонов ему дается подчас нелегко («Ну станцевал кто-то на фоне мечети, что такого?»). А вот террор казанских ОПГ помнят все. Как и жертв этого террора.

квартала

Фото: vk.com

Почти каждый казанец старше 30 лет может рассказать, как в 80-е и 90-е годы от рук бандитов у него погиб/пострадал/получил увечья друг, знакомый или дальний родственник. И вроде бы, дело прошлое, можно и забыть. Но есть грани еще тоньше. Они называются пропаганда и реабилитация.

Словечко «реабилитация» прочно втерлось в нашу память с хрущевских времен, когда Никита Сергеевич назвал безвинными всех жертв сталинского террора. Мы привычно наделяем этот термин положительным значением, хотя реабилитация бывает ой какой разной. Да, когда оправдывают непричастного к преступлению, — это всегда хорошо. Даже если оправдание будет посмертным. Когда же невиновным объявляют последнего подонка, это всегда стыдно и вызывает злость.

Теперь о пропаганде. Можно проиграть войну, погибнуть, угодить в тюрьму, но выйти победителем даже из могилы. История знает множество примеров, не будем перечислять.

В XX веке (а мы сейчас говорим о героях именно этого века) чаще всего имена таких победителей выводили не на бумаге судебных актов, а на плакатах протеста и страницах газет. Ближе к концу века имена стали появляться на других носителях. Например, на одежде.

Очевидно, что партизан Че Гевара для определенной части мира когда-то считался бандитом, а его портрет на футболке был вызовом обществу. Сегодня такая футболка — модная деталь туалета. Произошло то, о чем говорим, — реабилитация через пропаганду.

Футболки с названиями казанских ОПГ — это именно пропаганда и реабилитация. Только пропаганда бандитизма и реабилитация убийц.

Середина второго десятилетия XXI века — время, когда лидеры разгромленных казанских ОПГ и их бандиты, осужденные 15-20 лет назад, выходят на свободу. Так получается, что выходят они под громкую дискуссию, которая, по сути, ставит под вопрос совершенные ими преступления.

Позором уходящего года можно назвать футболки с принтами казанских ОПГ

Участники группировки «Хади Такташ». Ι Фото:  kazan.aif.ru

Ведь очевидно, что никто не оденет футболку с именем Андрея Чикатило, портретом Сергея Головкина (убийцы детей) или Алексея Суклетина (казанского людоеда). Никто не захочет ассоциировать себя с самыми яркими символами мучений. Почему же в случае с казанскими ОПГ это не привело к той же реакции — полному неприятию?

Еще одна возникающая на этом фоне тема — сама война с ОПГ. Сейчас по Казани можно спокойно пройтись куда угодно в любое время. Однако еще 15 лет назад опасно было приезжать не в свой район. Есть сотни историй о том, как разбили лицо, отобрали деньги, сняли одежду с молодого человека, по случайности забредшего на соседнюю улицу. Люди быстро забывают плохое, потому и представить сегодня трудно, что раньше это был стиль жизни целого города.

История с футболками несомненно ставит под вопрос сам факт войны по разгрому ОПГ. Люди, которые вели эту войну, до сих пор служат. Не является ли эта история личным оскорблением им?

Видимо, так называемый казанский феномен ещё не прекратил существование. Только теперь он перебрался с улиц и подворотен в интернет, где пытается найти себе оправдание и ореол романтики. К сожалению, это почти удалось.

В процессе написания статьи мы поговорили со многими людьми. К счастью, все они выступили против идеи с футболками. Особенно понравились мысли зампредседателя Всемирного форума татарской молодежи Айрата Файзрахманова, который считает, что молодежь может увлечь эта романтизация. Они могут увидеть в практике уличных группировок механизм достижения социальной справедливости: «Это не значит, что деятельность ОПГ представляет собой социальную справедливость, но молодые люди могут начать видеть в паттернах поведения группировок это». А это уже опасно.

 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *