не хватает оригинального и качественного контента, а также регулярного
администрирования и инвестиций
Ильнур Ярхамов — Казань
Многолюдных сообществ «Вконтакте», посвящённых татарам, проживающим в России и за пределами Татарстана, около 20. Суммарная численность подписчиков и участников — более 76 000. Их особенность — относительная немногочисленность по сравнению с количеством татар, проживающих в регионах.
Более того, количество татар в регионе вообще никак не коррелирует с размерами сообществ в соцсети. KazanFirst изучил более 20 татарских пабликов, привязанных локально к 12 регионам России.
Например, в Башкортостане, по данным переписи 2010 года, проживает чуть более 1 млн татар, в то же время «Вконтакте» удалось обнаружить только два наиболее многочисленных сообщества: «Татары Западного Приуралья» и «Татар кызы (Башкортостан) – 2016». Количество подписчиков 1501 и 7275 соответственно.
При этом активность в соцсетях заметнее в регионах со сравнительно небольшим количеством проживающих татар. Например, в Нижегородской области, по данным переписи, проживает около 44 000 татар и два густонаселённых сообщества: «Татары Нижегородской области» и «Татары Нижнего Новгорода и Нижегородской области». Численность подписчиков 3400 и 2770 соответственно.
Наиболее многочисленный паблик — «Татары и Татарочки Москвы», на него подписаны около 9680 человек. Согласно переписи в столице России проживает около 150 000 татар.
В Оренбурге четыре татарских паблика. Их численность — от 3300 до 5700 человек. Хотя в самой области насчитывается более 151 000 татар. Схожая картина в Ульяновске, где уже три паблика с численностью от 4900 до 6800 человек.
Эти данные говорят, что посещаемость пабликов, активность пользователей и рост численности подписчиков в первую очередь зависят от навыков и ресурсов администраторов сообществ. Простые и регулярные правила ведения пабликов и SMM (social media marketing) способствуют их развитию, где основой для объединения служит именно этническая самоидентификация.
К сожалению, татарские паблики не отличаются друг от друга оригинальным контентом. Многие из них ограничиваются лишь репостами из других малочисленных татарских пабликов.
Основные темы, вокруг которых кипит активность подписчиков, — объявления и предложения для знакомства с татарином/татарочкой. Также реклама и афиши татарских эстрадных певцов и инструментальных народных ансамблей, стихи поэтов, цитаты писателей и исторических деятелей, красиво оформленные картинки и фотографии Казани (преимущественно мечети Кул Шариф и башни Сююмбике) и президентов Татарстана (Рустама Минниханова и Минтимера Шаймиева).
Какой-либо информации об особенностях татар Тюмени или, например, Нижнего Новгорода, фото их деревень или местных татарских лидеров общественного мнения увидеть в пабликах трудно.
⇒ Сообщества в соцсетях, посвященного исламу в Татарстане, фактически нет
Другая отличительная черта пабликов — более 2/3 из них не могут похвастаться регулярными и свежими публикациями. Это свидетельство того, что паблики в основном администрируют энтузиасты, они держатся лишь на одном интересе, не коммерциализированы, что могло помочь дополнительными материальными ресурсами.
«Эти многочисленные татарские паблики создавались в 2011-2012 годах. Их основывали в основном школьники и студенты-татары. Первые — для общения, вторые — чтобы не потерять связь с туган җир (с татарского “родной край”), так как они поступили учиться в столичные вузы или уехали в Казань», — рассказывает администратор татарского паблика. По его словам, пабликам сейчас нужны инвестиции и умелое администрирование: «Вчерашние школьники и студенты уже вырастают, обзаводятся семьями, с головой уходят в работу, им не хватает времени на виртуальные сообщества. Паблики затухают». Действительно, в некоторых пабликах посты выходят раз в месяц, раз в два месяца и даже реже.
Потенциал сети татарских пабликов недостаточно раскрыт.
Во-первых, они могут стать полноценным фактором этнической самоидентификации татар вне Татарстана. «В регионах мы почувствовали огромную потребность в общетатарской литературе: книг об истории, культуре татар. Очень плохо налажена система доставки периодических средств массовой информации. Татарстанские газеты и журналы не доходят до регионов», — ранее рассказывала KazanFirst руководитель этнологического отдела Института истории имени Марджани Гульнара Габдрахманова. Соцсети могут существенно помочь распространению татароязычной литературы.
Во-вторых, соцсети и широкая сеть татарских пабликов могут стать площадкой и инструментом для продвижения товаров и продуктов халяльной и национально-ориентированной индустрии: от производства ичигов до музыкальных инструментов.
В-третьих, татарские паблики можно использовать как площадку для прививания лояльности к продуктам татарстанских производителей (одежда «Милены», молочная продукция «Просто молоко» и так далее).
В-четвёртых, за татарскими пабликами может стоять огромный политический потенциал, потому их подписчики испытывают заметную лояльность к президентам Татарстана — Шаймиеву и Минниханову.
Comment section