проектов, которые касались не столько благополучия жителей, сколько преследовали
коммерческие интересы предпринимателей. Однако многим из них придется еще раз
вернуться к своим творениям, поскольку с первой, а кому-то и вовсе с третьей
попытки так и не удалось убедить архитекторов в необходимости их строительства
Представители градостроительного совета Набережных Челнов обсудили шесть проектов, которые касались не столько благополучия жителей, сколько преследовали коммерческие интересы предпринимателей. Однако многим из них придется еще раз вернуться к своим творениям, поскольку с первой, а кому-то и вовсе с третьей попытки так и не удалось убедить архитекторов в необходимости их строительства.
Александр Жидких — Набережные Челны
Нешуточные страсти кипели на очередном, третьем по счету в нынешнем году градостроительном совете. Весенним обострением это было назвать сложно — уж больно вопросы возникли острые в ходе обсуждения проектов. Из шести заявленных для обсуждения лишь два удостоились того, чтобы быть одобренными. Остальные четыре вызвали не просто горячую дискуссию, но и поставили вопрос ребром: а нужны ли они вообще городу в представленном виде.
Когда архитектор и по совместительству представитель торговой сети гипермаркетов «Лента» Касим Тулебаев выходил к трибуне, чтобы презентовать очередной, по сути, типовой проект строительства второго по счету для города гипермаркета в поселке ЗЯБ на месте бывшей территории пассажирского автотранспортного предприятия (ПАТП), он и предположить не мог, что попадет под шквал критики от членов градсовета.
Словесная перепалка заняла по времени почти треть всего заседания и привела к неожиданным выводам. После выступления по проекту слово взял гендиректор инженерного центра «Синергия», член градостроительного совета Набережных Челнов Ильдус Камалов.
— В этом месте «Ленту» строить нельзя. Проспект Набережночелнинский и улица Низаметдинова — одни из самых загруженных в плане автомобильного движения. Представьте себе, что будет, если вы тут еще и магазин поставите, — здесь и так самая высокая статистика по ДТП, а будет еще выше. Такие магазины в больших городах давно выносят за черту, а не ставят чуть ли не в центре, — заявил Ильдус Камалов. Он предложил владельцам земли поменяться, а городу выделить место на первой дороге, где уже есть несколько подобных гипермаркетов. Кроме того, эксперт посетовал, что это обыкновенная по конструкции «коробка» и нет никакой архитектуры.
— Кто дал им здесь землю под этот объект, неправильно поступили, — заключил он.
— Но это же вы продали это место в свое время. Вы же депутатом были тогда. Вот продали, ПАТП разгромили. И продали участок под торгово-развлекательный комплекс. Что ж до этого молчали? — заметил в ответ руководитель Исполкома Набережных Челнов Ринат Абдуллин. Но ситуация к тому моменту уже накалилась до предела. Слово взял глава торгово-промышленной палаты Юрий Петрушин.
— 70% молодых людей уезжают из города. Город превращается в рабочий поселок. Неужели это никого не интересует? — взывал к патриотизму он участников градсовета. — Едешь по городу и видишь — еще сваи забиты, а уже висит объявление: «Сдается в аренду». Задайте себе несколько вопросов: зачем это строится, кто дает разрешение и к каким привело это последствиям?
Торговых площадей в городе в два раза выше нормативов. В результате малое и среднее предпринимательство убито. Все структуры бизнеса из города уходят в соседние республики. В Башкирию, Марий Эл и другие.
— Я почему это говорю? То, что сегодня происходит, не зависит от власти, а зависит от нас. Мы создали в городе такие условия, что бизнес не может существовать сегодня в нашем городе. Вот к чему это все привело, — заключил Юрий Петрушин.
Ринат Абдуллин попытался парировать и на этот раз, сказав, что это не так: «Город развивается, строится, а молодежь пусть и не вся, но все же назад возвращается».
— Не трогайте мою больную рану. Торговля, магазины, жилье — это не развитие, это погибель города, вы понимаете или нет? – продолжал Юрий Петрушин. Его слова тут же подхватила председатель Союза дизайнеров города Татьяна Хайман.
— Я провела анализ городов, где проживает 500 000 человек. Тех городов, которые начали развиваться тогда же, когда и Набережные Челны. Мы можем писать в нашей энциклопедии что угодно, но факт остается фактом: у нас театр «Мастеровые» находится в бывшем интерклубе, а татарский драмтеатр — в не приспособленном под театр помещении райкома партии! А в городах, которые существуют так же, как и Набережные Челны, давно есть оперные театры, филармонии, драматические и кукольные театры, не говоря уже о планетариях и остальном, — посетовала дизайнер.
Татьяна Хайман также обратила внимание на то, что торговых площадей в городе море, а здравомыслящему человеку сунуться некуда со своими хоть какими-нибудь культурными потребностями.
— Мы попытки делали договориться с хозяевами этого участка, чтобы они его продали нашим бизнесменам. Они запросили огромную сумму, тогда это было 700 млн рублей. Но они на контакт не идут. И не шли. Вот вам история. Владельцы земли в Калининграде зарегистрированы. Ситуация патовая, она мне, может, тоже не нравится, — вдруг неожиданно разоткровенничался глава Исполкома о том, почему лакомый кусок земли город не может использовать так, как он хочет. В итоге вопрос так и не был поставлен на голосование. Но к нему было принято решение вернуться еще раз.
— В общем-то мы понимаем, что вопрос непростой. Потому и пришли сюда, чтобы расставить все точки, — заметил в конце обсуждения Касим Тулебаев.
На строительство второй очереди своего здания в 62-м комплексе решился медиа-холдинг «Единство». В компании захотели сделать пристрой к существующему центру, который будет выше на целый этаж основного строения. Общая площадь пристройки составит 2 256 кв. м, вкупе с существующим суммарно деловой центр должен вырасти в размерах до 6 000 кв. м. Представлявший проект главный инженер «Единство-Капитал» Ринат Залалтдинов сообщил, что все работы будут проходить на «своей» территории, учитывая все нормы. Пострадает, конечно, количество парковочных мест, но, по мнению представителя холдинга, несильно. Сейчас там создано 106 машиномест, а станет 86, что соответствует нормам.
Однако с такой реконструкцией не согласились многие члены Совета.
— Там сегодня у вас не протолкнуться, а если вы построите этот пристрой, то там вообще будет очень тесно, — парировал Ильдус Камалов. Он рассказал, что когда вставал вопрос о строительстве делового центра «Единство» в 62-м комплексе, то уже тогда все расчеты по застройке еле-еле «вписались» в существовавшие нормативы. Там и сегодня с трудом разъезжаются две едущие навстречу друг другу легковушки, слишком узкими получились проезды, не говоря уже о больших грузовых автомобилях, которые с трудом выбираются на Набережночелнинский проспект из-за нагромождения машин.
— Понимаем ваше желание расширить свои площади, но вам надо будет еще раз подумать над размерами своего пристроя и продумать парковочные места. Нельзя ставить здание в ущерб парковки, — заметил Ринат Абдуллин.
В третий раз не получил одобрения проект офисного здания в промышленно-коммунальной зоне на улице Машиностроительная. В этот раз членов совета не удовлетворили композитные зеленые вставки, которые напоминали собой пластиковые стеклопакеты. Главный архитектор города Алмас Идрисов сделал замечание, сказав, что архитекторы не выполнили требование по концепции здания.
— Чтобы выполнить это требование, оно должно быть по высоте выше девяти метров. Но нам больше девяти не разрешают строить, поэтому такое решение — это компромисс между тем, что хотели бы видеть вы, и между нашими возможностями, — посетовала представитель проекта Наталья Баландина. Однако на решение совета отправить проект на еще одну доработку это замечание не повлияло.
Повис в воздухе и эскизный вариант застройки многофункционального центра возле «Сити Молла» на месте снесенного летнего кафе «Акватория». Членов совета смутила смена концепции: изначально речь шла о строительстве кафе, а оно оказалось лишь частью здания, где кроме него предполагается размещение магазина и офисных помещений. И хотя автор проекта — архитектор Малика Шамсиева — напирала на то, что здание гармонирует с рядом стоящим торговым центром и выдержано в единой с ним стилистике, это не стало весомым аргументом.
— Оно получилось очень громоздким и близко расположенным к проезжей части проспекта Чулман. И мне не совсем понятна ситуация с парковочными местами. Этот момент вы не учли, — сказал руководитель Исполкома.
В итоге идея не понравилась — проект решено было отправить на доработку.
А вот другим двум эскизам — проекту входной группы в стоматологию «Нур», расположенную в 62-м комплексе, и входной группы в здании «Челны ЛТД», находящемся на проспекте Сююмбике, повезло больше. Их одобрили без особых обсуждений. К этому моменту страсти, разгоревшиеся в начале заседания, уже улеглись, да и конструкционные изменения на двух объектах никаких угроз для общества в себе не несли. Кроме разве что для самих инициаторов, решивших улучшить таким образом условия жизнедеятельности своих офисов.
Проект входной группы в здании «Челны ЛТД», пожалуй, меняет фасад в лучшую сторону и избавляет от входной группы кафе «Пилот», которая когда-то была выполнена в форме фюзеляжа самолета и сейчас обветшала.
А вот проект стоматологии «Нур», которая находится в жилом доме в 62-м комплексе, должен был вызвать вопросы. Здесь планируется строительство двухэтажной «входной группы», которая будет выпирать из здания на полметра и смотреться довольно громоздко. Вряд ли её можно назвать просто «входной группой». Впрочем, это членов градсовета не смутило и проект был одобрен.
Comment section