Карточный домик: Татарстан рискует потерять пятый банк

Центробанк России ввел в «Спурт Банке» временную администрацию
Центробанк России ввел в «Спурт Банке» временную администрацию, а АСВ готовится
начать выплаты вкладчикам. Редакция KazanFirst вспоминает историю попыток
спасения финансового учреждения, в которой есть много интересного — от
неудавшегося промышленного проекта и информационной атаки из соцсетей до обиды
на главный регулятор страны

Центробанк России ввел в «Спурт Банке» временную администрацию, а АСВ готовится начать выплаты вкладчикам. Редакция KazanFirst вспоминает историю попыток спасения финансового учреждения, в которой есть много интересного — от неудавшегося промышленного проекта и информационной атаки из соцсетей до обиды на главный регулятор страны.


Ильнур Ярхамов — Казань

Сегодня своеобразный юбилей банковского кризиса. Татарстан вплотную приблизился к потере пятого банка за пять месяцев, начиная со дня моратория, наложенного Центробанком на Татфондбанк 15 декабря 2016 года.

— В связи с неустойчивым финансовым положением «Спурт Банка» и наличием угрозы интересам его кредиторов и вкладчиков Банк России возложил с 20 апреля 2017 года на госкорпорацию АСВ функцию временной администрации по управлению банком сроком на шесть месяцев, — сообщается на сайте Центробанка России.

Таким образом, регулятор приостановил все полномочия акционеров, связанных с участием в уставном капитале. Теперь аудиторы Эльвиры Набиуллиной, председателя ЦБ РФ, начнут доскональное обследование финансового положения банка. Одновременно с 28 апреля в «Спурте» вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов на три месяца.

Представители регулятора в сообщении отмечают, что причиной ухудшения финположения банка стал отток денег клиентов юридических и физических лиц. Это было спровоцировано, в том числе информационными атаками через социальные сети. Поначалу, сообщает Центробанк, со снижением ликвидности банк справлялся, исполнял все свои обязательства за счет реализации ликвидных активов.

В то же время регулятор отмечает, что все же фундаментальной причиной проблем банка стало финансирование «крупного инвестиционного проекта на предприятиях, подконтрольных руководителю банка». Здесь имеется в виду предправления Евгения Даутова, которая через «Газ-Маркет» имела отношение к предприятию «КЗСК-Силикон».

— Объем финансирования данного проекта почти в три раза превышал величину его собственных средств (капитала), при этом данный факт маскировался банком путем использования различных схем с участием технических компаний. В результате значительные денежные средства кредиторов и вкладчиков оказались иммобилизованы в не приносящие доходы долгосрочные инвестиции, а реализация самого инвестиционного проекта затянулась из-за нехватки финансирования, — говорится в сообщении Центробанка.

ui-57fdfcf64593e9.60031008

Эльвира Набиуллина

«Подарок» перед 8 марта

Банк Евгении Даутовой залихорадило в начале марта этого года. Тогда перед Международным женским праздником кто-то стал распространять через соцсети и мессенджеры сообщение, что «Спурт Банк» уже лишился лицензии. 14 марта финансовое учреждение провело открытую пресс-конференцию с представителями СМИ. Причем общаться с прессой вышла сама Евгения Даутова, которая до того избегала всякой публичности. Поэтому её выход к журналистам сам по себе стал знаковым.

Председатель правления банка посетовала, что ложное сообщение стали распространять СМИ. Все это происходило на фоне ликвидации Татфондбанка. В итоге люди устремились в офисы «Спурта» и стали массово закрывать вклады и счета. Банк был вынужден ввести ограничение на снятие наличных физлицам  — 50 000 рублей в сутки на руки. Евгения Даутова заверила, что это ограничение вводится на неделю или около того. Сдержать данное слово, к сожалению, не удалось, потому что 13 апреля лимит был понижен до 30 000 рублей.

— Суммы, которые уносились из кассы, были астрономическими. Вклады на десятки миллионов снимали. Естественно, в реальной рабочей жизни такого не бывает. Наблюдался пик снятия именно VIP-вкладов. По 400 миллионов, скажем так, выносилось из кассы за день. Обычно — 20-50 миллионов. Самый большой отток — это, конечно, юридические лица, — рассказывала Евгения Даутова.

Тогда журналистов убеждали, что банк располагает «хорошими ресурсами ликвидных активов». К концу марта банк выплатил по требованию вкладчиков около 6 млрд рублей.

— Но когда это приняло эпидемический характер, мы были вынуждены остановить это дело и работать уже персонально. У нас много предприятий (клиентов), и с каждым предприятием мы разъяснительную работу ведем. Работаем с VIP-клиентами, потому что самыми нетерпеливыми оказались они, памятуя о том, как в других банках потеряли [деньги], — объясняла председатель правления.

Среди таких клиентов оказались казанские вузы: КНИТУ-КХТИ и КНИТУ-КАИ. Тогда наиболее категорическую позицию по отношению к банку занял КАИ. Он свернул зарплатный проект. КХТИ же ограничился выплатой стипендий и зарплат наличными.

Казанский силикон

Но вернемся к основной причине, по которой пострадал банк, и на нее же обращает внимание Центробанк России. Уставный капитал компании Евгении Даутовой «КЗСК-Силикон» составлял 1,7 млрд рублей, она — структурная дочка «Казанского завода синтетического каучука». 51,05% акций владеет КЗСК, 48,95% — Росимущество.

Местные СМИ сообщают, что в феврале 2016 года предприятие было готово на 80%. Тогда основным инвестором выступал Внешэкономбанк. Но он вышел из проекта, оставив Даутову со «Спурт Банком» наедине, так как без согласия с кредитором изменилась проектная документация. В итоге в два раза выросли капзатраты: с 6,7 до 13,7 млрд рублей.

После этого Евгения Даутова начала искать дополнительные деньги для завершения стройки.

dautova

Евгения Даутова

Судьба проекта «КЗСК-Силикон» стала предметом обсуждения на вчерашнем заседании совета директоров «Татнефтехиминвест-холдинга». Премьер-министру Татарстана Алексею Песошину и Совету директоров президент республики Рустам Минниханов поручил найти формы, чтобы предприятие работало.

— Будущий собственник должен быть заинтересован в этом, — убежден президент Татарстана. — Нефтехимические предприятия останавливать нельзя. Потом их сложно запускать.

Попытка спасения

Тем не менее менеджмент банка приложил действительно все усилия, чтобы выправить ситуацию, случившуюся в марте. В финансовом отчете «Спурт Банка» за 2016 год есть дополнения, раскрывающие эту активность. Финансовое учреждение продало портфель облигаций и еврооблигаций на сумму более 3 млрд рублей. Но так как практически все ценные бумаги были размещены в сделке РЕПО, то эффект для ликвидности составил около 1,4 млрд рублей.

Евгения Даутова также продала другим банкам кредиты юридических и физических лиц на общую сумму 2,95 млрд рублей, активы в виде недвижимости — на сумму 219 млн рублей. Получила кредит Центробанка России под залог нерыночных активов на 365 млн рублей. В то же время 17 марта регулятор дал публичную оценку действий менеджмента «Спурт Банка» по разрешению проблем.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

— Мы полностью в курсе того, что происходит в «Спурт Банке». Я лично встречался с их руководителем Евгенией Даутовой, которая прилетала в Москву. Руководство банка уверено в том, что справится с ситуацией собственными силами, и пока, даже если бы у них был выбор получить рефинансирование в ЦБ либо переуступить свои активы на рынке, они предпочитают переуступать свои активы. Так им выгоднее, очевидно, — заявил зампред Центробанка Дмитрий Тулин.

Если вспомнить слова Евгении Даутовой во время своей пресс-конференции, то менеджмент к Центробанку питает некую обиду.

— Я не буду говорить, какую сумму попросили. Мы эту сумму получили у банковского сообщества Татарстана гораздо оперативнее, — говорила она журналистам.

Агентство страхования вкладов уже признало 28 апреля днем наступления страхового случая. Таким образом, вкладчикам «Спурт Банка» вернут до 1,4 млн рублей. Банки-агенты, которые будут возмещать вклады, определятся не позднее 5 мая. А сами выплаты должны начаться не позднее 12 мая 2017 года.

Дополнительная информация о порядке выплаты страхового возмещения может быть получена вкладчиками по телефону горячей линии АСВ (8-800-200-08-05), а также на сайте Агентства в разделе «Страхование вкладов/Страховые случаи».


Читайте также: Татарстанский «Спурт банк» продлил ограничение на выдачу наличных


 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *