В Набережных Челнах намерены перерабатывать иловые осадки

Иловые поля
Иловые поля, которые образовались вблизи старой части автограда — в
непосредственной близости от поселка ГЭС, в результате работы очистных
сооружений «Челныводоканала» больше не будут разрастаться в размерах. Для
переработки ила уже построены необходимые мощности

Иловые поля, которые образовались вблизи старой части автограда — в непосредственной близости от поселка ГЭС, в результате работы очистных сооружений «Челныводоканала» больше не будут разрастаться в размерах. Для переработки ила уже построены необходимые мощности.


Александр Жидких — Набережные Челны

Только за последние два года площадь иловых полей в Набережных Челнах с 70 га выросла до 100 га. Такая цифра прозвучала на общественных слушаниях, которые состоялись накануне в мэрии города и были посвящены обсуждению проектной документации технологии переработки отходов производства методом непрерывного пиролизного газа. Однако тут нельзя не заметить, что столь важный для жизнедеятельности Челнов вопрос, касающийся, в том числе, и его экологии, остался незамеченным для общественности. Желающих принять участие в дискуссии о том, нужно городу или нет предприятие, которое хочет избавить его от продуктов деятельности человека, увы, не оказалось.

Освободить Набережные Челны от накопившегося ила должна компания «ИнтерБизнесГруппИнжиниринг» (ИБГИ), которая еще в прошлом году построила комплекс по переработке ила. Производительность завода составит 60 000 тонн ильных осадков в год. На выходе планируется получать более 21 000 тонн активированного угля и более 19 000 тонн пиролизного топлива.

Правда, как заметил генеральный директор ИБГИ Александр Трошин, избавить город от иловых полей за короткий срок не удастся. Нынешних мощностей комплекса достаточно лишь для того, чтобы замедлить их разрастание. Реализация проекта рассчитана на долгосрочную перспективу — 30 лет.

foto_2

— Могу лишь сказать с большой уверенностью, что такая технология переработки отходов в России еще не используется. Мы будем первыми, кто это станет делать, — резюмировал Трошин.

В нашей стране существуют технологии сжигания иловых осадков, но они вредные, поскольку при горении иловые массы выделяют диоксины, которые тоже наносят окружающей среде экологический ущерб. При использовании пиролизной технологии диоксины не образуются, поскольку в процессе переработки отходов не используется кислород. В атмосферу лишь выделяется пар, который не несет в себе экологической угрозы. По нормативам предельно допустимые нормы выбросов должны составлять не менее одной единицы ПДК. Замеры выбросов пара завода составляют всего 0,23 ПДК.

Построенный комплекс полностью автономен. Вокруг него находятся иловые поля, завод отдален на безопасное расстояние от жилых секторов города. По санитарным нормам промышленный объект должен находиться в 500 метрах от жилых построек, комплекс же стоит на расстоянии более 600 метров. Пока в качестве сырья планируется перерабатывать текущие сточные воды, поступающие на иловые поля с «Челныводоканала».

По мнению одного из вдохновителей проекта — директора филиала «ИнтерБизнесГруппИнжиниринга» Вильнюса Ахметова — это не единственное сырье, которое сможет обрабатывать завод. Им может быть древесина, навоз, куриный помет, резинотехнические изделия, отработанные шпалы.

Правда, у экологов возникли вопросы. В частности, их беспокоит неприятный запах, который выделяют иловые поля, и если завод начнет активно их использовать, то он может усилиться, а роза ветров, которая, как показало время, имеет свойство нести воздушные массы на город, — доставить немало неприятных ощущений жителям, живущим в непосредственной близости от иловых полей. Особенно сильно будет «доставаться» поселкам ГЭС и Кама.

— Проблема запаха, конечно, есть. От нее никуда не деться. Но в этом нет вины компании. За столько лет, сколько существуют иловые поля, там образовалось много процессов гниения, — посетовал начальник управления городского хозяйства и жизнеобеспечения населения Рафаиль Киямов.

В свою очередь Вильнюс Ахметов заметил, что в компании готовы заняться разработкой и этого вопроса. Технология позволяет выпускать специальные реагенты, которыми можно будет орошать иловые поля и таким образом нейтрализовать неприятные запахи. Главная проблема сейчас для них — это пройти все инстанции, дающие право заводу осуществлять свою деятельность. Первый этап — общественная экспертиза, потом экологическая экспертиза и, наконец, последняя – получение лицензии.

— Это что получается: если вы не пройдете какие-то экспертизы, то мы завод должны демонтировать?! — задал риторический вопрос Рафаиль Киямов. — Так вопрос стоять не должен. Нам нужно это предприятие, мы должны улучшить экологическую обстановку вокруг города. Поэтому задам вам другой вопрос: когда вы сможете пройти все экспертизы, чтобы уже приступить к работе?

Генеральный директор ИРГИ Александр Трошин сказал, что к концу августа компании удастся пройти все экспертизы и завод сумеет приступить к работе в сентябре. Первый этап она уже прошла — присутствующие на общественных слушаниях граждане не выразили сомнения в нужности перерабатывающего комплекса. Экологи же ответами представителей компании в плане выбросов тоже остались удовлетворены.


Читайте также: Война силовиков: как в Татарстане пытаются осудить начальника челнинского ОБОП


 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: