службы, предлагая заниженные тарифы, чтобы привлечь к себе новую аудиторию. Но
если потребителям еще предоставляют какие-то привилегии, то водители вынуждены
«перебегать» от одной компании к другой, чтобы хоть как-то заработать
Мобильные сервисы-гиганты такси консолидируются и скупают местные операторские службы, предлагая заниженные тарифы, чтобы привлечь к себе новую аудиторию. Но если потребителям еще предоставляют какие-то привилегии, то водители вынуждены «перебегать» от одной компании к другой, чтобы хоть как-то заработать.
Светлана Буракова — Казань
Кому на рынке такси жить хорошо
Водитель Дмитрий честно признался, что совсем недавно принял решение перейти в «Яндекс.Такси» из региональной службы «Татарстан». Причина — объединение «Яндекса» и Uber сильно сказалось на работе местного перевозчика, даже его слияние с сервисом Gett ситуацию не спасло.
— В «Татарстане» сейчас положение бедственное, поэтому я и перешел в «Яндекс». Заказов и так нет, так еще и санкции ввели. Если ты отказываешься от заказа, с тебя списывают порядка 20 рублей. Если раньше я работал на автомобиле повыше классом, соответственно, категорию заказов получал дороже, еще ничего. Когда пересел на более дешевую марку, стало совсем плохо, — рассказывает обеспокоенный водитель.
К слову, есть и оборотная сторона медали. «Яндекс» и Uber берут клиентов не только заработанным именем и уровнем обслуживания, но и низкой ценой. Клиенты довольны, а вот водители вновь не очень.
— Система работает довольно хитро: пока не начнешь поездку, не видно ни ее стоимости, ни расстояния, а когда начал, особенно за наличный расчет, уже не отменить, — поделился водитель Uber Александр. Однако, по его словам, за полный рабочий день можно заработать порядка 3 тыс. рублей «чистыми» благодаря стабильному потоку заявок. В Uber же низкие цены объясняют оптимизацией поездок и уверяют, что это, напротив, дает возможность зарабатывать водителям больше.
— Приложение применяет алгоритмы интеллектуальной диспетчеризации — направляет заказы ближайшему водителю, выстраивает оптимальные маршруты, может формировать непрерывные цепочки заказов, когда водитель получает новый, еще не закончив предыдущий, направляет водителей в районы повышенного спроса. Все это снижает простои и время холостого хода и позволяет совершить больше поездок в час, а значит, больше заработать, — уточнила Ирина Гущина, директор по коммуникациям Uber в России и СНГ.
«Плохишей» — в блок, а «отличникам» — больше заявок
«А вы мне поставите хорошую оценку в приложении?» — в последнее время этот вопрос можно услышать от водителей такси чаще, чем «Всего доброго, до свидания». Однажды шофер одного из сервисов во время поездки нарушил правила дорожного движения и мы были буквально в миллиметре от ДТП. При этом он с облегчением выдохнул и поспешил уточнить: «Надеюсь, это не отразится на моем рейтинге в приложении?». Так почему же они, как школьники, переживают за оценки и на что они вообще влияют?
— В целом система рейтингов — это инструмент регулирования качества сервиса. Водители, чей рейтинг опускается ниже определенного показателя, отключаются от платформы. При этом служба поддержки внимательно анализирует всю обратную связь, обязательно связывается с пассажиром и/или водителем и разбирает все возникшие ситуации, — объяснили журналисту KazanFirst в пресс-службе Uber.
На рейтинг водителей влияют и отказы от поездок, прокомментировали в компании Gett. Если штрафных санкций в денежном эквиваленте они не получат, то понизятся на ступеньку на «доске почета», конкретно в Казани этот показатель не влияет на тариф для водителя напрямую. Вместе с тем таксисты, у которых слишком низкий отклик (ниже 25% принятых заказов от числа поступивших в неделю), блокируются в системе.
К слову, наличие дополнительных «премий» или «поощрений» для тех водителей, которым удалось забраться на вершину рейтинга, ни в одном из опрошенных сервисов не подтвердили.
Монополизируют ли рынок «Яндекс» и Uber
Консолидация еще не состоялась, а шума вокруг нее уже предостаточно. Однако ни Uber, ни «Яндекс» прогнозов пока не делают.
— В настоящий момент сделка проходит согласование с регулирующими органами, мы ожидаем ее закрытия в IV квартале 2017 года. Пока преждевременно обсуждать какие-либо аспекты работы новой компании, которая будет создана после закрытия сделки, — считает Ирина Гущина, а конкуренты в свою очередь не очень-то переживают за свое положение в свете этих событий и не считают, что объединение двух крупных сервисов приведет рынок такси к монополизации.
Так, начальник отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси «Максим» Павел Стенников уверен, что антимонопольное ведомство не усматривает в возможном объединении двух онлайн-компаний негативных последствий для российского рынка, их общая доля не превысит долей более крупных сервисов заказа такси.
— Подобные объединения решают организационные проблемы. Или же они нужны для привлечения капитала инвесторов и распределения его внутри организаций. На деле для пассажиров и отдельно взятого водителя ничего не меняется. Специфика рынка такси в том, что он не может быть монопольным. Конкуренция высока. К тому же он всегда открыт. На него в любой момент могут зайти зарубежные компании. Могут проявить себя существующие российские компании, которые набирают рост. Или создадутся новые. Не надо забывать и о том, что в каждом отдельном городе есть местные фирмы. Они тоже конкуренты, — считает собеседник.
Для Gett же это означает, что теперь одним конкурентом стало меньше, заявил Дэйв Вайсер, основатель сервиса. Вместе с тем он подчеркнул, что для клиента упростится выбор: Gett — качество водителей, «Яндекс» — объем. Для водителей же теперь Gett будет единственной альтернативой «Яндексу». В долгосрочной перспективе это приведет к тому, что все водители будут иметь оба приложения, как это случилось в Америке с Uber и Lyft.
— Ожидаемый конец ценовой войны между «Яндексом» и Uber, видимо, приведет к повышению цен и возврату к более стабильным показателям маржинальности, — заключил Вайсер.
К слову, даже татарстанские чиновники в качестве корпоративного сервиса выбрали Uber, а не родной «Татарстан».
Наша справка
Средняя стоимость поездок
Такси | Цена за 5 км | Цена за 10 км | Цена за 20 км |
Uber эконом | 100 рублей | 150 рублей | 220 рублей |
Яндекс.Такси | 103 рубля | 165 рублей | 244 рубля |
Такси «Татарстан» | 115 рублей | 185 рублей | 325 рублей |
Gett | 100 рублей | 148 рублей | 400 рублей |
Такси «Максим» | 125 рублей | 200 рублей | 300 рублей |
Читайте также: Резонансное ДТП в Челнах: горожане винят во всем ГИБДД
Comment section