Что нужно знать о пропаганде ИГИЛ в интернете

В стенах Казанского университета прошёл круглый стол
В стенах Казанского университета прошёл круглый стол, посвящённый совремённым
технологиям вербовки

Ильнур Ярхамов — Казань

Работа пропагандистов «Исламского государства» (ИГИЛ, ДАИШ, запрещенная в России террористическая организация) в соцсетях и интернете приобретает все более и более изощрённые формы. Это стало темой круглого стола «Информационно-идеологическая деятельность террористической организации ИГИЛ: методы, последствия, способы противодействия». Встреча проходила вчера в стенах КФУ.

По словам специалистов, теперь радикалы нацелены не просто на вербовку новых адептов — они планомерно готовят контент, чтобы вокруг своих ресурсов в сети создать фанатское сообщество. В ход идёт практически всё: фотографии, обработанные в Photoshop, небольшие видеоролики, сообщества в соцсетях, буклеты в формате PDF, приложения и заставки на Android.

Теперь игиловцы наряду с жестокими и устрашающими видео казней и отрубания человеческих голов выпускают «мирный» контент, с помощью которого заявляют о себе как о «территории мира, спокойствия и достатка в тылу». При этом целевой аудиторией они выбирают молодежь, воспитанную в традициях современной европейской цивилизации.
Что нужно знать о пропаганде ИГИЛ в интернете

Динамика роста численности боевиков ИГИЛ

«На сегодня большая часть боевиков и их жён едут на территорию Халифата (территории Сирии и Ирака, подконтрольные ИГИЛ) — это выходцы из стран бывшего Советского Союза, Евросоюза, Северной Америки и даже Австралии», — рассказал заместитель директора Центра исламоведческих исследований Академии наук РТ Ильшат Мухаметзарипов.

По его словам, в начале 2014 года в рядах боевиков ИГИЛ насчитывалось около 10 000 человек. Уже к сентябрю того же года их количество выросло до 31 500 человек. Из них 12 000 были иностранцами, в том числе 3000 приехали из европейских стран.

К февралю 2015-го, продолжал он, среди боевиков насчитывалось уже 20 000 иностранцев. То есть за полгода число иностранцев растёт на 10 000 человек. Это тревожная тенденция.
Что нужно знать о пропаганде ИГИЛ в интернете

Эксплуатация образов поп-культуры

Пропагандисты ИГИЛ в процессе вербовки стараются разговаривать на понятном европейцам языке. Мозговым центром здесь выступает медиацентр «Аль-Хайят», говорит Мухаметзарипов. Эта структура выпускает буклеты в формате PDF, снимает видеоролики и выкладывает это в интернет.

Весь контент выполнен в стиле модерна и минимализма, используются короткие и запоминающиеся лозунги типа «Братья, поднимайтесь!», «Поднимайте чёрные флаги» — это напоминает привычные глянцевые журналы.

Большинство изображений стилизованы специально под обложки компьютерных игр. Например, слоган «This is our call of duty» (Это наш долг) явно адресован аудитории, которая играет в компьютерную игру Сall of duty — шутер от первого лица, где можно играть как за террористов, так и за спецназ.
Что нужно знать о пропаганде ИГИЛ в интернетеНа обложках изданий «Аль хайят» активно используется образ детей. По словам Мухаметзарипова, это делается для демонстрации нарастающей смены боевиков. Вторая цель — обещать взрослым и пассивным мусульманам, которые ещё не присоединились к ИГИЛ, «спокойный тыл».

«Показывается, что у боевиков ИГИЛ есть семьи. Ещё наличие семьи в безопасном тылу привлекает некоторых мусульманок», — поясняет эксперт.

Соцсети

По его словам, сегодня пропагандисты и идейные сторонники ИГИЛ перебираются из англоязычных соцсетей (Facebook и Twitter) в русскоязычные («Вконтакте» и «Одноклассники»). Это связано с тем, что в русских соцсетях недостаточно отрегулирован запрет на распространение контента и не отлажена система блокировки пабликов.

В Твиттере короткие игиловские видеоролики распространяются при помощи mujatweets (объединённые слова «моджахед» и «твит», короткое сообщение). Они начали появляться с июня 2014 года, отмечает докладчик.
Что нужно знать о пропаганде ИГИЛ в интернете

По словам Мухаметзарипова, сегодня в «Вконтакте» действует паблик «Аль Валя валь Бара» (около 4000 подписчиков), который является пропагандистской площадкой. Там есть призывы положить деньги на телефонный счет, чтобы тем самым помочь «братьям по вере» на земле «дар уль-Ислам». Кроме того, в паблике рассказывается о необходимости мусульманам бороться с «мушриками» — язычниками.

У паблика есть целая сеть «дружественных» сообществ. К сожалению, замечает Мухаметзарипов, у техподдержки соцсети нет формальных причин закрывать его (нет запрещенного и нарочито жестокого видеоконтента), однако все содержание группы искусно привлекает внимание к идеологии ИГИЛ.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *