Спустя год число жертв трагедии в торговом центре «Адмирал» продолжает расти

KazanFirst узнал
KazanFirst узнал, как сложилась судьба пострадавших, почему они не могут снять
деньги со счетов благотворительного фонда и на каком этапе находится
расследование самого большого пожара за последние годы

Юлия Яковлева, Ильнур Ярхамов — Казань

О торговом центре «Адмирал» в Казани сейчас напоминает лишь обгоревший и покореженный остов на улице Клары Цеткин — большие металлические конструкции, вот все что осталось от огромного здания.

Уже год как территория огорожена высоким бетонным забором по периметру бывшего ТЦ. Внутри дорогу к развалинам отделяет металлическая цепь. Дальше — глубокие сугробы.

На входе круглосуточно дежурит охрана, рядом будка со сторожевой собакой — посторонним заходить строго воспрещено.Спустя год число жертв трагедии в торговом центре «Адмирал» продолжает расти
Впрочем, в годовщину трагедии — в пятницу — здесь ждут родственников погибших и самих частных предпринимателей, чей бизнес уничтожил огонь. 11 марта исполнится ровно год.

«Всех пустим, надо отнестись по-людски — они придут с цветами на место общей трагедии», — говорит сотрудник частного охранного предприятия на вахте.

В двухэтажном административном корпусе, который не тронул огонь, до сих пор остались вещи и мебель сотрудников. Забирать их запретили следователи, как и сносить само здание — оно дождется решения суда. Двери опечатаны.

«Охранники меняются здесь часто, не выдерживают морально близости с местом гибели стольких людей. Мой напарник поработал несколько дней и уволился, он видел по ночам приведения», — продолжает собеседник на вахте.
Спустя год число жертв трагедии в торговом центре «Адмирал» продолжает расти
Иногда тишину здесь нарушает звон металлических листов, которые раскачиваются на сильном ветру. Это все, что осталось от ТЦ «Адмирал».

Трагедия в цифрах

В результате пожара в ТЦ «Адмирал» 19 человек погибли (тела 13 обнаружены в ходе расчистки завалов, четверо скончались в больнице), более 61 получили ожоги и травмы. Среди погибших — 9 иностранных граждан. Без вести пропавшими по-прежнему числятся два человека. 622 физическим и юридическим лицам причинен материальный ущерб на общую сумму более 1,5 млрд рублей. Объем материалов уголовного дела — 200 томов, а к ответственности привлекаются 12 человек. Из них четверо арестованы, семеро под домашним арестом. В отношении одного — мера процессуального принуждения в виде обязательства о явке

Видеть последствия пожара Танзиле Сараевой, предпринимателю из сгоревшего «Адмирала», приходится каждый день. Окна ее дома выходят на место, где с самого открытия комплекса она держала две торговые точки — одну внутри здания (там продавали головные уборы) и другую на прилегающей территории (там были велосипеды). Спасти удалось только ту, что снаружи.

Через шесть месяцев после пожара Сараевой поставили фатальный диагноз — рак груди. Она перенесла уже четыре курса химиотерапии, предстоит столько же.
Спустя год число жертв трагедии в торговом центре «Адмирал» продолжает растиБолезнь, предполагает она, развилась из-за сильных переживаний за себя, пострадавших и погибший бизнес. 

«Одна из моих коллег на нервной почве заработала псориаз и астму, другая — сахарный диабет, еще один азербайджанец умер от сердечного приступа, другой следом от инсульта, — перечисляет Сараева. — В общей сложности после пожара в течение короткого времени умерли три предпринимателя «Адмирала», а также некоторые родственники погибших — они не смогли пережить».

Многие предприниматели обанкротились, не смогли дальше работать и закрылись, говорит она.

Год назад на беду предпринимателей сразу же откликнулись владельцы ТЦ «Муравейник», Центрального вещевого рынка и «Торговой слободы». Первый разрешил предпринимателям «Адмирала» два месяца работать бесплатно, не оплачивая аренду. Другие купили за свой счет новые контейнеры, чтобы обеспечить местами всех пришедших  с пожарища — всего 150 человек.
Спустя год число жертв трагедии в торговом центре «Адмирал» продолжает расти«Это была не пиар-акция, их никто не заставлял так делать, просто отнеслись к нам по-человечески», — объясняет Сараева. Она сама переехала на один из этих рынков.

Другой пример — отрицательный — рынок «Новая Тура», которая на тот момент едва успел восстановиться после своего пожара, случившегося в 2013 году.

«[Власти] обязали нас там принять, а они этим воспользовались и вместо того, чтобы протянуть руку помощи [в администрации], сразу подняли арендную плату [с 6000 рублей за 1 кв. м до 9000 рублей]», — сетует Сараева.

По ее словам, многим предпринимателям было отказано по неясным причинам: «они постояли, потолкались, почувствовали, что на них оказывается давление, и ушли, испытав второй раз шок».

Остальные нашли пристанище в ТЦ «Алтын-Т» (еще один объект Алексея Семина) и «Бик Зур» — оба на Сибирском тракте.

У администрации «Алтын-Т» погорельцы просили снизить ставку аренды хотя бы на два месяца, но получили отказ, рассказывает председатель благотворительного фонда помощи  предпринимателям «Адмирала» Лилия Черникова, торговая точка которой была в непосредственной близости от очага возгорания. Кроме потери товара, она испытала личную трагедию — под завалами погиб ее сотрудник, он до сих пор числится без вести пропавшим.
Спустя год число жертв трагедии в торговом центре «Адмирал» продолжает растиВ «Бик Зуре» потребовали оплатить аренду вперед за несколько месяцев, но таких денег у погорельцев не было. Многие на тот момент остались с невыплаченными кредитами за товар на рынке в «Новой Туре», который сгорел двумя годами раньше, и им пришлось строить бизнес с нуля в «Адмирале», говорит Черникова.

«В Казани малый бизнес построить невозможно, нас уничтожают с 2012 года — мы горим, горим и не можем остановиться, — продолжает она. — Нет пока такой торговой площади, где мы можем себя реализовать. Даже люди, которые получили помощь в виде [льготного] кредитования, этих денег у них уже нет, они перекрыли старые долги. Предприниматели сейчас работают в убыток себе: чтобы заехать на новую торговую точку, ее нужно оборудовать, не остается средств на существование».

После трагедии в «Адмирале» инициативная группа предпринимателей и представителей национальных диаспор создала благотворительный фонд, в который вошли 11 человек. Через год в нем осталась одна Черникова — остальные вышли, «чтобы выжить самим». 

Трагедия в цифрах

Председатель совета директоров УК «АС Менеджмент» Алексей Семин (владелец здания «Адмирала») выделил 500 000 рублей на помощь предпринимателям. Еще 110 000 рублей перевели его сотрудники из своей зарплаты за один рабочий день, 300 000 перечислил Сбербанк — он выиграл городской конкурс по новогоднему оформлению и отказался от приза в пользу погорельцев. Остальные меценаты перечислили небольшие суммы. Всего получилось 930 000 рублей

Эти небольшие деньги так и не попали в руки нуждающимся. Остались на счете фонда, утверждает Черникова.
Спустя год число жертв трагедии в торговом центре «Адмирал» продолжает расти
«Помимо фонда был создан попечительский совет из уважаемых людей, который решил распределить эти деньги между всеми предпринимателями “Адмирала”, платящими налоги, — продолжает она. — Мы сделали запрос в налоговую инспекцию, пришли неполные списки. Пока их у нас на руках нет, мы не можем распределить деньги. Кроме того, нужно помещение, которого у  фонда нет, юридическое сопровождение — оно стоит денег, а без этого мы не можем снять средства со счета».

Черникова утверждает, что после пожара несколько банков обещали помочь им с выдачей кредитов, но из 300 запросов от погорельцев, одобрили только 85.

«Хотя бы нам вернули деньги за арендную плату, которую мы заплатили в начале месяца (перед пожаром), но нам отказывают, — говорит она. —1000 человек гоняют по кругу из одного торгового дома в другой. Мы практически все работаем сейчас только на аренду и на погашение кредитов».

По словам Черниковой, представители «АС Менеджмент» перестали выходить с ними на контакт сразу, как с собственника погибшего здания ТЦ «Адмирал» Семина были сняты все обвинения.

Семин

До прекращения уголовного преследования представители Семина интересовались списками пострадавших, малоимущих и обещали им помощь, продолжает Черникова.

Обвинение в отношении миллиардера Семина Следственный комитет выдвинул через месяц после трагедии. Ему вменяли нарушение требований пожарной безопасности, злоупотребление полномочиями, подделку документов и выполнение работ, не отвечающих требованиям безопасности.
Спустя год число жертв трагедии в торговом центре «Адмирал» продолжает расти

4 апреля 2015 года Советский райсуд Казани заочно арестовал Семина на несколько недель. Позже прокуратура через Верховный суд РТ добилась признания заочного ареста бессрочным, но в сентябре 2015 года Семин был заочно освобожден президиумом Верховного суда РТ

5 февраля этого года следствие по его делу прекращено. Установлено, что Семин не имел отношения к принятию решений о переводе производственных помещений бывшего завода «Серп и Молот» в торговый комплекс и последующей сдаче его в аренду, сообщала пресс-служба следственного управления РТ.

Ответственность за пожар в «Адмирале» должен понести Семин, настаивает Сараева. По ее словам, во время перестройки бывшего завода под торговый комплекс были спилены балки, которые держали крышу, а позже «были сданы на металлолом». Она подозревает, что это было сделано по его указанию.

«Балки бы сохранили конструкцию, и крыша бы не рухнула во время пожара, а легла бы на них, — объясняет она. — Люди ведь пострадали не от пожара, а от обрушения крыши».

«Мы на судах отстаивали позицию, что наш подзащитный к [этим событиям] непричастен», — говорит адвокат Семина Павел Фабрици. Первичные действия следствия в определенной степени были оправданы, уверен он.
Спустя год число жертв трагедии в торговом центре «Адмирал» продолжает расти«Решение Верховного суда РТ — это абсолютно разумное решение», — объясняет адвокат. По его словам, возможно, что резонансность этого дела послужила основанием, чтобы суд детально и скрупулезно рассмотрел этот вопрос.

«Специфика составов преступлений, которые вменялись [Семину], заключается в том, что все они связаны с должностными лицами, с их полномочиями. А наш подзащитный не являлся должностным лицом», — рассуждает Фабрици.

Адвокат считает, что бизнесмен не должен нести ответственность: «Просто для аналогии: директор завода не может нести ответственность за начальника склада, который материально ответственное лицо, у которого произошло хищение, который должен был отвечать за пожарную безопасность».

Семин — управляющий бизнесом, продолжает он, как председатель совета директоров, но не может контролировать каждый вздох или действие своих подчиненных. «Ответственность за противопожарную безопасность нес тот арендатор, за которым числился этот комплекс. Эта ответственность была на него возложена по договору очень чётко», — рассказывает адвокат.

Компания, которая управляла ТЦ «Адмирал», не имела возможности как-то влиять на арендатора: по договору, у неё не было таких полномочий, резюмирует адвокат.

Обвинение Семина в нарушение правил пожарной безопасности Фабрици считает «странным» в свете того, что причиной пожара были действия вообще третьих лиц — строителей.

В августе 2015 года Советский райсуд выпустил из сизо одного из фигурантов  — Роберта Хайруллина, гендиректора холдинга ASG (компания-владелец здания ТЦ «Адмирал») и поместил под домашний арест.

Его адвокат Рамиль Ахметгалиев не считает это смягчающей мерой. Основная функция органов следствия, по его словам, заключается в необходимости провести всестороннее, полное и объективное расследование всех обстоятельств трагедии.
Спустя год число жертв трагедии в торговом центре «Адмирал» продолжает расти«По этой причине нет ничего странного в том, что следствие изначально выдвигает несколько версий произошедшего и в рамках них проверяет законность действий  широкого круга лиц», — утверждает он.

По его словам, Хайруллин предоставил следователям все документы о передаче прав, связанных с использованием здания, собственникам рынка и дал подробные пояснения по всем вопросам.

Некоторые версии не нашли подтверждения. Следствие уже заявило и приняло решения о прекращении расследования в отношении сотрудника  БТИ Галины Улановой, сотрудника Управления Росрегистрации Людмилы Кулагиной, Семина и других лиц.
Спустя год число жертв трагедии в торговом центре «Адмирал» продолжает расти«На мой взгляд, вполне обоснованные решения, ведь причиной гибели людей явился пожар. Следовательно, можно ставить вопрос о привлечении к ответственности собственников рынка, допустивших нарушения пожарной безопасности. Ведь очевидно, что сотрудники БТИ  не могут быть признаны лицами, отвечающими за пожарную безопасность», — объясняет защитник.

Сегодня говорить о вине того или иного человека преждевременно. Обвинительное заключение по делу не составлено, можно ожидать решения о прекращении дел в отношении и других лиц, причастность которых не подтвердится, рассуждает он.

Сейчас под арестом остаются директор ООО «Заря» (главный арендатор торгового центра) Гусейн Гахраманов и его заместитель по технике безопасности Николай Каекин. Они подозреваются в  плохой организации работы службы безопасности торгового центра.
Спустя год число жертв трагедии в торговом центре «Адмирал» продолжает расти

Также в сентябре 2015 года против Гахраманова возбуждено уголовное дело за уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере. 1 апреля 2015 года не смог избежать ареста отец Гахраманова — Гюльгусейн Наджафов. Его обвинили в нарушении требований пожарной безопасности и оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности

«Мальчиком для битья сделают Гусейна, который ни в чем не виноват, он ведь предпринимателям свои деньги раздавал в долг без процентов, когда сгорели рынки Вьетнамский и “Новая тура”, чтобы те смогли закупить товар»,  — говорят Черникова и Сараева.

Под следствием также находится судебный пристав-исполнитель межрайотдела управления Федеральной службы судебных приставов России Минзиля Сафина и начальник межрайотдела судебных приставов Жанна Алпарова. Сафину обвиняют в превышении полномочий и халатности, Алпарову — в подстрекательстве к превышению полномочий.

17 марта были арестованы Наиль Габдулхаев, ФирдинатУльданов и Альберт Халиков — трое рабочих. Следствие полагает, что они работали в день трагедии с газовыми баллонами и горелками, что и привело к пожару.Спустя год число жертв трагедии в торговом центре «Адмирал» продолжает растиВслед за Наджафовым 21 апреля под следствие попали инженер Бюро технической инвентаризации Уланова и главный специалист-эксперт управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РТ Кулагина.  

Уланова в 2009 году  незаконно внесла в кадастровый паспорт здания промышленных цехов по улице Клары Цеткин (где в дальнейшем разместился «Адмирал»). Кулагина же в свою очередь незаконно зарегистрировала здание на компанию «АС Менеджмент».

Сегодня Гахраманов, Каекин, Хайруллин, Исаева, Габдулхаев, Ульданов, Халиков и Наджафаров находятся в следственном изоляторе. Алпарова — под подпиской о невыезде.            

Дело прекращено в отношении инспектора Госстройнадзора Романа Юдина. Его 52-летняя коллега Галия Исаева остаётся под следствием. В отношении них возбудили дело о превышении должностных полномочий. Ранее следствие полагало, что инспекторы по поручению прокуратуры проверяли здание ТЦ «Адмирал» на предмет соблюдения градостроительного законодательства, но признаков реконструкции на объекте не обнаружили. На недавней коллегии регионального Следкома говорилось, что для погашения ущерба потерпевшим арестовано имущество обвиняемых на сумму почти 4 млрд рублей

 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *