Жители Казани стали реже ходить в кафе и рестораны. Зато аудитория кальянных стремительно растет

Питаться вне дома для граждан стало слишком дорого. Издержки возросли и у самих заведений
Питаться вне дома для граждан стало слишком дорого. Издержки возросли и у самих
заведений

Дмитрий Ахмеров — Казань

Россияне в прошлом году стали меньше питаться вне дома, выяснила компания Ipsos Comcon. По данным исследования «РосИндекс», теперь в рестораны ходит около 8% населения, что объясняется высокой стоимостью их посещения. Если два-три года назад посещаемость ресторанов росла, то сейчас она вернулась к уровню 2010 года.

Реже граждане стали ходить и в фастфуды: число их посетителей снизилось на 2%, хотя до кризиса посещаемость росла. Кроме того, на 1,8 процентных пункта сократилась посещаемость суши-баров.

По данным исследования, в кризис выигрывают кафе и кофейни — доля их посетителей возросла с 17% в 2014 году до 20% в 2015-м благодаря небольшому среднему чеку — 390 рублей. Более того, кофейни и кафе стали самыми популярными местами питания вне дома, обогнав фастфуд, говорится в исследовании.

Частота посещений общепита могла снизиться еще больше, учитывая, что люди стали экономить, говорит исполнительный директор компании Restcon Андрей Петраков. Рост популярности кофеен, по его словам, объясняется тем, что там можно «просто взять кофе и говорить».

Исполнительный директор сети Coffee Cava Адель Ягудин сомневается в росте посещаемости кофеен: «Как мы получили отток в 2013-2014 годах, так и сидим примерно на том же уровне — цены подросли, выручку подтянули, но притока нет». Средний чек в заведениях Cava вырос с 200 до 250 рублей.

Жители Казани стали реже ходить в кафе и рестораны. Зато аудитория кальянных стремительно растет

Клиентов не потеряли пиццерии — их, как и раньше, посещает 16% россиян. Средний чек в таких заведениях держится на уровне 500 рублей, говорится в исследовании.

Стабильна и посещаемость баров, даже несмотря на то, что в этих заведениях довольно высокий средний счет — почти 1010 рублей: аудитория баров довольно узкая и лояльная, поход в бар — показатель качества жизни, считают в Ipsos Comcon.

Спад посещаемости наблюдается и в Казани, здесь он связан с запретом парковки в центре города, считает гендиректор ресторана «Перекресток джаза» Лилия Арифова. По ее словам, после того как ресторан стал оплачивать парковку своим посетителям, их стало больше. Средний чек остался на прошлогоднем уровне — 400 рублей бизнес-ланч и около 1000 рублей вечером, говорит Арифова. Она уверяет, что, несмотря на рост цен на продукты, «цены в меню не поднимаем».

Меньше всего в кризис страдает дешевый фастфуд, который умрет последним, полагает Ягудин. В Казани сейчас «бум кальянных» — они оттягивают посетителей из других сегментов, отмечает он.

Концепция кальянных (прийти покурить кальян, можно взять с собой алкоголь и еду) хорошо работает: их посещает молодежь и студенты, говорит Ягудин. Он также отмечает популярность небольших «пивнушек» вечером.

Читайте также: Вся Казань сидит на кальянах, и никому нет до этого дела

По словам Ягудина, рынок общепита в Казани в последние 1,5 года кардинально меняется — запрет на курение и на парковки в центре подкосил многие заведения, они закрываются, зато появляется много точек на периферии.
Жители Казани стали реже ходить в кафе и рестораны. Зато аудитория кальянных стремительно растет

«Из-за запрета на курение люди перешли в кальянные: образовалась молодежная субкультура — тусовка и курить кальян», — подтверждает гендиректор компании «Майдан»(управляет своими кафе, ресторанами и пекарнями в Казани) Мария Горшунова. По ее словам, кальян — «определенная дурь»: развязывает язык и создает компанию единомышленников, для молодежи это важнее, чем поесть. 

Горшунова считает, что из-за запрета на курение в кальянные постепенно перетекают и посетители кофеен: «В кальянной можно выпить и кофе, и чай, и курить можно — это большой плюс».

«Последняя тенденция для общепита в центре [Казани] — работать на турпоток, который растет из-за внутреннего туризма. Но туристы есть в праздники и каникулы, в остальное время посещаемость низкая», — продолжает Горшунова.

По вечерам, говорит она, заведения в центре пустуют: днем люди приходят пообедать, а вечером отдыхать не приходят — экономят. Маржинальность бизнеса в общепите упала — цены на продукты повысились, а стоимость блюд осталась прежней, продолжает бизнесвумен. Кроме того, по ее словам, страдает качество блюд — ушли санкционные продукты, сыр и т.п.

 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *