Гендиректору «Татнефти» Наилю Маганову не хватает отсрочки по налогам для «Танеко»

Топ-менеджер хочет изменить республиканское законодательство
Топ-менеджер хочет изменить республиканское законодательство, чтобы не платить
налоги в течение 13 лет. Нынешняя система льгот «не позволяет достичь
окупаемости», сетует он

Гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов


Артем Малютин — Казань

Нефтехимические проекты окупаются слишком долго, их стоимость растет, а нынешний срок государственной поддержки слишком короткий и не помогает возместить затраты, заявляет гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов.

На днях на сайте Госсовета появился текст его поправок к закону «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан». Пользуясь статусом депутата Госсовета, Маганов просит продлить налоговые отсрочки «дочке» своей компании — АО «Танеко», которой «Татнефть» поставляет большую часть продукции, — еще на шесть лет.

Топ-менеджер предлагает изменить закон таким образом, чтобы инвестиционные проекты в сфере нефтехимии получали льготы не в течение семи лет, как это происходит сейчас, а в течение 13 лет с начала предоставления поддержки. Речь идет об освобождении от федеральных налогов (в части, зачисляемой в бюджет Татарстана) и от республиканских налогов. Сейчас 13-летние каникулы по республиканскому законодательству дают только проектам в сфере машиностроения.
Гендиректору «Татнефти» Наилю Маганову не хватает отсрочки по налогам для «Танеко»«С момента входа в проект [“Танеко”] и к настоящему времени изменилось налоговое окружение проекта, в том числе и в отношении экспортных пошлин, — пишет Маганов. — Действующая система налоговых льгот в полной мере не позволяет достичь окупаемости. Начало производства по крупным проектам происходит значительно позже установленного на сегодняшний день срока для применения налоговых льгот».

В «Танеко» не ответили KazanFirst на запрос про объем налоговых льгот.

По данным правительства Татарстана, в прошлом году льготы по налогам на общую сумму 800 млн рублей получило 35 проектов, причем больше 65% поддержки досталось именно нефтехимическим производствам. Машиностроение, которое пользуется исключительным правом на 13-летние каникулы, получило 11,5% льгот. 

Льготы вернулись

За прошлый год в проекты, которые получают поддержку от республики, вложено около 30 млрд рублей частных инвестиций. Эти производства дали бюджету 1,4 млн налоговых платежей, то есть больше, чем получили преференций, отмечают в кабмине. Деньги, сэкономленные за счет освобождения от налогов, предприятия в основном тратят на погашение кредитов, которыми финансируется до 50% их стоимости

Себестоимость проекта «Танеко», безусловно, возросла — хотя бы из-за скачка курса доллара, который привел к удорожанию оборудования, говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Оборудования для переработки татарстанской высокосернистой нефти в мире пока вообще не так много, и оно дорогое, добавляет он.
Гендиректору «Татнефти» Наилю Маганову не хватает отсрочки по налогам для «Танеко»
«Экспортные пошлины для нефтехимии должны быть минимальными, чтобы экспорт хоть как-то начал развиваться», — говорит аналитик инвестиционной компании «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. К тому же, отмечает он, «Танеко» вкладывается в соблюдение экологических стандартов, и нужно принимать это во внимание: из-за этого увеличиваются сроки окупаемости оборудования, растет амортизация.

Нефтеперерабатывающие предприятия решают задачу превращения сырой нефти, которая сейчас в основном экспортируется, в более дорогие продукты с высокой добавленной стоимостью: «Считаю, что продление налоговых каникул для нефтехимических предприятий, конечно, будет справедливым шагом и принесет в дальнейшем пользу стратегическим интересам государства», — продолжает Яковенко.

Республиканские власти могут пойти на уступки и продлить каникулы «Танеко», но это вряд ли будет односторонняя договоренность: от группы «Татнефть» в этом случае, вероятно, потребуют гарантий возврата средств на случай, если конъюнктура на нефтяном рынке ухудшится, считает Баранов.

Ставка пошлины на нефть за последние три месяца возрастает вдвое, пошлина на продукты нефтепереработки увеличивается в среднем на 30-45%, соглашается профессор кафедры таможенного дела и Евразийской интеграции РЭУ имени Плеханова
Сергей Орлов. Все это в совокупности «утяжеляет» экспортную стоимость для нефтедобывающих и перерабатывающих компаний, снижает их конкурентоспособность на мировых рынках, отмечает он.

Строительство любого крупного высокооснащенного производства, подобного «Танеко», требует не менее 5-7 лет, плюс 3-4 года — на достижение проектной мощности и завоевание рынка. «Поэтому не думаю, чтобы просьба Маганова не была бы всесторонне обоснована», — резюмирует Орлов.

91% «Танеко» на начало 2016 года контролировала «Татнефть». Выручка в 2014-м (более поздних данных нет) — 37,54 млрд рублей, чистая прибыль — 88 млн рублей. Коммерческая эксплуатация предприятия ведется с 2011 года. В 2014-м на «Танеко» переработано 8,52 т нефтесырья. Основная конечная продукция — дизельное топливо «Евро-5», топливо для реактивных двигателей, вакуумный газойль, топочный мазут и т.д. В 2015 году президент РТ Рустам Минниханов говорил, что в строительство комплекса заводов «Танеко» за 10 лет инвестировано более 250 млрд рублей. «Танеко» — крупнейший покупатель продукции «Татнефти»: в 2014 году материнская компания отгрузила ей 8,39 млн т нефти — эти объемы сопоставимы с экспортными поставками «Татнефти» (9,64 млн т). С появлением «Танеко» Татарстан сократил зарубежные поставки сырой нефти, перераспределив их на собственный рынок

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *