В Набережных Челнах собрались мэры 300 моногородов. Им расскажут, как избавиться от зависимости

Советник президента назвал гендиректора «Камаза» хозяином города
Советник президента назвал гендиректора «Камаза» хозяином города, а Набережные
Челны окрестили пилотом №1 в программе развития моногородов. Участники дискуссии
поспорили о развитии кластеров, а Сергей Когогин признался, что его завод за 10
лет сократил 25 000 рабочих

Михаил Ляпунов — Набережные Челны

Пожалуй, в Набережных Челнах никогда такого не было. Здесь собрались мэры 300 российских моногородов. Их объединяют кризис, неважная экономика и зависимость сотен тысяч людей от одного градообразующего предприятия. В Челнах должны рассказать, как уйти от этой зависимости, какие механизмы можно применить для этого.

Выбор Челнов как площадки для проведения конференции понятен — у города одни из лучших показателей по работе с Фондом развития моногородов. Об этом мы писали ранее.

Ближайшие два дня в Челнах проходит международная научно-практическая конференция «Партнёрство для развития кластеров». Предыдущие две принимала Казань. Основная тема — развитие кластеров в моногородах. Пленарное заседание решено проводить в не самом просторном ДК «Энергетик». Кресел для всех не хватило, кому-то пришлось больше часа, пока велось обсуждение, стоять в проходах. Вероятно, «Энергетик» был выбран из-за своей близости к отелю «Татарстан», в котором после пленарного заседания продолжились обсуждения проблематики развития кластеров

Пленарное заседание модерировал советник президента Татарстана Иван Бортник. Первое слово он предоставил президенту РТ Рустаму Минниханову.
В Набережных Челнах собрались мэры 300 моногородов. Им расскажут, как избавиться от зависимости

«Этот кризис мы ощущаем, но той остроты, как в 2009 году, уже нет, — говорил он. — Мы понимаем, что город [Челны] — это огромный автомобильный завод. Первые шаги по диверсификации экономики города — это создание КИП “Мастера”. В Челнах появились частные промпарки, где может развиваться бизнес — это хороший сигнал».

Бортник задал залу риторический и несколько провокационный вопрос: кто же хозяин города — гендиректор «Камаза» Сергей Когогин или мэр Наиль Магдеев. Не дождавшись от опешившей публики ответа, он начал называть хозяином Когогина.

«Сергей Когогин и Наиль Магдеев чуть ли не хором должны выступать, как у вас всё получается. Как вы видите дальнейшее развитие», — задал Бортник вопрос то ли мэру, то ли гендиректору.

«Мы хором и выступаем. “Камаз” не рассматривает себя в отрыве от города, мы ответственны за то, что в городе происходит, в той мере, в которой можем отвечать. Я могу сказать, что в Челнах была бы крайне сложная ситуация, если бы мы не предпринимали ряд шагов», — начал отвечать Когогин.

По его мнению, «Камаз» сам заинтересован в создании точек роста, чтобы диверсифицировать экономику города и создать условия для развития бизнес-поставщиков вокруг завода. За 10 лет «Камаз» сократил 25 000 работающих: «Оптимизация численности не привела к росту безработицы и коллапсу по налоговой базе».

Куда ушли эти люди? Когогин вспомнил, как с представителем Фонда моногородов они зашли на одно производство, на котором ещё не были. Компания занималась первичной переработкой металла. Директору задали вопрос: на кого работает производство. Он ответил, что работает на резидентов парка. «Это целевые точечные инвестиции. Бюджетная эффективность таких проектов крайне высока. Я подсчитал, что в целом платежи в бюджет резидентов промпарка составили 17 млрд рублей. На рубль вложений бюджета — 13,2 рубля», — резюмировал Когогин.

Топ-менеджер сообщил, что завод планирует вводить в эксплуатацию уже шестую очередь КИП «Мастера» — индустриального парка, где работают компании автомобильной отрасли — в том числе поставщики «Камаза»

Сергей Когогин

Набережные Челны — это фактически пилот для фонда, заявил гендиректор Фонда развития моногородов Илья Кривогов: «Он единственный в стране такого масштаба и такого быстрого развития, когда на старой высвобождаемой зоне создаётся фактически новое производство».

Создание кластера для моногорода — это одно из решений. Но до этого надо дорасти, считает Кривогов: «Мы приходим пока если не к кластерам, то к промпаркам. Из десяти наших сделок у нас по шести кластерные решения приняты — это создание промпарков. Тут предприниматели объединяются в рамках единой территории».

С ходу пришло на ум сравнение экономики Татарстана и Баварии, где одновременно уживается и мощнейшее машиностроение, и IT-сектор, и химия, и туризм, и фактически никто никому не мешает. На территории создана сеть разных кластеров, которые позволяют развивать территорию Германии.

Магдеев считает, что в споре — кто главный — гендиректор «Камаза» или мэр, главным оказывается общее дело. «Трудно представить, какой был бы город, если бы не было поддержки, которую нам оказал федеральный центр. Президент Татарстана в прошлом году в Челнах был 14 раз, поймайте себя на мысли, уважаемые коллеги, друзья — губернаторы многих ли регионов могут быть 14 раз в своих моногородах», — говорил Магдеев.
В Набережных Челнах собрались мэры 300 моногородов. Им расскажут, как избавиться от зависимости

Тема моногородов в 2009 году всколыхнула всю страну. Тогда обсуждалось решение, где создать такую площадку, чтобы федеральные органы власти могли направить ресурсы на решение этих проблем. В 2009 году было принято решение создать её на основе института развития, в проектную группу вошли 20 человек, рассказала зампредседателя Внешэкономбанка Ирина Макиева.

«По сути, этой был первый проектный подход в решении такой задачи. Вы все, наверное, помните такие города как Пикалёво, Байкальск, Тольятти. Это все те города, которые кризис 2009 года потряс. Дальше по цепочке — другие города, менее звучные, но не менее значимые для нас для всех, начали получать эти же проблемы», — говорила она.

Проектная группа провела анализ и выяснила, что лучше всего получается поддерживать моногорода, где уже созданы кластеры. В пример Макиева привела Камский инновационно-территориальный производственный кластер, который в 2012 году вошёл в перечень инновационных территориальных кластеров. Тогда председателем правительства был утвержден список 25 территорий, где Татарстан находился одним из первых.
В Набережных Челнах собрались мэры 300 моногородов. Им расскажут, как избавиться от зависимости
Кластер включает Набережные Челны, Заинск, Елабугу, Нижнекамск, Менделеевск. «В один кластер попали четыре моногорода, и они стали точками роста. Но этот опыт можно транслировать далеко не во все моногорода», — поясняет Макиева.

По её мнению, в моногородах должны быть проработанные инвестиционные проекты. К этим проектам должна быть разработана документация по инженерной инфраструктуре. «Мы это прошли уже в Набережных Челнах, Чистополе, Камских Полянах, — рассказала Макиева. В других городах к концу этого года мы тоже подтянем».

Далеко не всегда возможно включение города в какой-нибудь кластер, более того, каждый город абсолютно уникален: «Мы проехали сто городов, сто новых историй. Директивное создание кластеров не принесёт никаких результатов», — добавила она.

«Работая несколько лет, мы совершили большую ошибку, помогая отдельным городам, мы всю линейку не собрали. Мы собрали полный перечень мер поддержки моногородов — их оказалось 95, этот перечень мы направили во все моногорода», — призналась Макиева.

«В наш пилотный проект по развитию моногородов входит 11 пилотных моногородов, а Набережные Челны — пилот №1», — уверена она. Макиева рассказала, что ведется серьезная работа по внесению изменений в закон о территориях опережающего социально-экономического развития: для того, чтобы распространить льготы не только на первую категорию моногородов, но и на вторую и третью. Фонд развития моногородов после поправок в соответствующий закон также сможет работать со всеми категориями.
В Набережных Челнах собрались мэры 300 моногородов. Им расскажут, как избавиться от зависимости

Три группы моногородов

В 2015 году Набережные Челны были включены в состав моногородов, которые отнесены к так называемой «красной зоне». Это города с наиболее сложной социально-экономической обстановкой.

В «красной зоне» вместе с Челнами — города со сложным социально-экономическим положением, их 94. В промежуточной «желтой» — 149, и в «зеленой» — 89 моногородов, там благополучная экономическая ситуация

Из 26 территориальных-инновационных кластеров, с которыми работает три года департамент социального развития и инноваций Минэкономразвития России, порядка 20% — это моногорода, рассказал замдиректора департамента Павел Свистунов: «Это уже показатель, что тема конференции не искусственная. Сама программа была задумана, как некий эксперимент. Мы отбирали именно амбициозные и инновационные команды — оказалось, что такие команды есть и в моногородах».

На программу было потрачено всего около 5 млрд рублей за три года, во многом это помощь к тому, что уже делают города. На что потратить деньги, придумывали сами кластеры. В основном деньги шли на развитие инфраструктуры. Следующее по популярности направление расходов — обучение людей.

 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *