Пытки и издевательства вместо лечения: в Татарстане прокуратура нашла десятки нарушений в частных реабилитационных центрах для наркозависимых

По 19 из 35 центров прокуроры направили в суды иски о запрете эксплуатации до устранения выявленных нарушений
По 19 из 35 центров прокуроры направили в суды иски о запрете эксплуатации до
устранения выявленных нарушений, поскольку дальнейшая их работа в таком
состоянии создает угрозу жизни и здоровью людей

Юлия Яковлева — Казань

«Нас было около 30 человек, нас связывали всей толпой одной веревкой. Люди буквально натравлялись друг на друга — они спали вместе, все это протекало в течение восьми дней, и после было параноидное ощущение, что эта веревка на руке осталась», — вспоминает свое пребывание резидент одного из коммерческих реабилитационных центров для наркоманов в Татарстане.

Это лишь одна из десятков вариантов так называемой «терапии», за которой стоят настоящие пытки над людьми. Родственники, как правило, даже не догадываются, за что отдают деньги — цена такого отчаяния только в прошлом году закончилась в республике тремя смертями в «мотивационных домах», куда наркоманов направляют отчаявшиеся родственники.

«Были различные тренинги, например, человека клали на оголенную решетку и заставляли лежать около недели, где он находится в изоляции и без людей —  он чуть ли не с ума сходил», — продолжает собеседник.

Есть свидетельства, как человека за желание уйти домой заставляли в течение трех суток копать яму, а когда он отказывался, обливали водой из шланга прямо в этой яме — это называется «искать Здравомыслие», рассказывает казанский общественник и юрист Алексей Курманаевский, который на видеокамеру снимает рассказы о жесткой «реабилитации». Другой поведал ему, как на шею привязали колесо от машины и заставляли мыть дом.

Он рассказал, что после поступления оплаты на счет клиники, наркомана в наручниках увезли неизвестные с поддельными удостоверениями полиции.

«При нахождении в центре человек не имеет возможности свободно выйти, а при требовании законного отношения к себе применяется физическое насилие: обливают холодной водой, могут закрыть в подвал или просто побить. Мне рассказывали про пытки в виде макание в бочку со льдом, обливания бензином и чирканья спичкой рядом с человеком — эти случаи реальны», — утверждает Курманаевский.

Таких жутких случаев по всей стране больше, чем о них известно обществу. Пострадавшие от рук персонала платных центров, как правило, боятся жаловаться — одни считают, что заслужили такое отношение, другие — мести, третьи из-за недоверия к правоохранительным органам.

«Пациенты настолько запуганные, что оправдываются — с ними по-другому было нельзя, — говорит Курманаевский. — Все оправдания надуманного характера. Это внушается персоналом, родственниками, с которыми также ведется работа». Сейчас юрист собирает подобного рода информацию из центров, чтобы оказывать пострадавшим свою помощь и вместе обращаться в соответствующие органы.

Родители резидентов об издевательствах в центрах, как правило, даже не догадываются — во многих из них посещение строго запрещено внутренними правилами, говорит волонтер одного из таких учреждений.

Пытки и издевательства вместо лечения: в Татарстане прокуратура нашла десятки нарушений в частных реабилитационных центрах для наркозависимых

Отчаявшись, они готовы заплатить любые деньги, чтобы вылечить близкого человека от наркозависимости. В среднем в Казани эта услуга стоит 30 000-50 000 рублей в месяц, за пациентов, у которых вдобавок имеются психические расстройства, как, например, шизофрения, цена дороже – 100 000-130 000 рублей.

По словам собеседника, резидентов пичкают таблетками, чтобы подавить агрессивность, хотя по закону персонал реабилитационного центра не имеет права оказывать медикаментозную помощь. Только психологическую.

«Если пациент скажет по телефону, что ему здесь плохо, его лишают звонка на месяц домой, когда один звонок и так не должен длиться больше пяти минут, — утверждает волонтер. — Пару месяцев назад у нас в лестничный пролет упал один парень, сильно ударился головой об мраморные ступени — даже скорую не вызвали, увозили куда-то зашивать, руководству не нужна огласка».

Даже телефонные звонки с родителями проводятся под наблюдением людей, которые говорят своим пациентам, что можно, а что нельзя говорить родственникам, добавляет Курманаевский.
Пытки и издевательства вместо лечения: в Татарстане прокуратура нашла десятки нарушений в частных реабилитационных центрах для наркозависимых

«Если больной начинает говорить: “Мама, забери меня отсюда”, то разговор сразу же обрывается, — утверждает он. — Родителям говорят, что сын пытается манипулировать вами, потому что у него сейчас очень сильная тяга к наркотикам, он хочет отсюда выйти любым способом. Родители тоже находятся в таком обнаженном состоянии, и они готовы поверить во что угодно».

В Татарстане много реабилитационных центров, которые работают, не выходя на поверхность, не заявляя о себе, рассказывал в интервью KazanFirst Павел Дескубес, президент региональной ассоциации организаций по развитию социальной деятельности «Зилант». По его оценке это около 50-70 заведений: «Есть центры, которые хотят работать официально и заявляют о себе». Такие входят в ассоциацию «Зилант» — их 12. Эти центры в основном получили сертификацию, которую проводит Институт демографии, миграции и регионального развития. «А есть центры, которые работают неофициально, они закрытые. Большинство из них, как правило, это так называемые “мотивационные дома”. В таких центрах возможно нарушение законодательства и прав человека»

Читайте также: Почему лечение наркоманов в России так же вне закона, как производство и оборот наркотиков. Объясняет президент ассоциации реабилитационных центров «Зилант»

Тем временем прокуратура РТ проверила 35 негосударственных наркологических реабилитационных центров в 10 районах республики — Казань, Набережные Челны, Зеленодольск и другие.  В ведомстве сообщили, что найдены серьезные  нарушения правил пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического, градостроительного законодательств.

По результатам проверок прокурорами внесено 12 представлений об устранении нарушений закона, возбуждено 18 дел об административных правонарушениях в указанных сферах. По 19 центрам прокуроры направили в суды исковые заявления о запрете эксплуатации центров до устранения выявленных нарушений, поскольку их дальнейшее функционирование в таком состоянии создает угрозу жизни и здоровью людей.
Пытки и издевательства вместо лечения: в Татарстане прокуратура нашла десятки нарушений в частных реабилитационных центрах для наркозависимых

«Где-то отсутствуют запасные выходы, пожарная сигнализация и средства пожаротушения, неисправная электрика, — перечисляет официальный представитель надзорного ведомства Камиль Даишев. — Где-то грязно, страдает организация питания, отсутствует ввод здания в эксплуатацию». Проверки центров были плановыми и большая часть нарушений (18 из общего числа) была выявлена в Казани, утверждает он.

Как правило, в таких центрах оказываются услуги немедицинского характера. Законом это не запрещено — официально там преодолевают желание употреблять наркотики через психологическую помощь. Впрочем, претензии у прокуратуры возникли и к тем, кто имеет лицензию от минздрава проводить лечение медикаментозным способом. Например, в крупной клинике «Инсайт», чьи центры находятся в Казани, Альметьевске и Набережных Челнах, были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического характера, сообщил Даишев.

«Внесено одно представление, во время проведенной проверки возбуждено одно административное дело по статье “Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением”, иск о закрытии в суд не направлялся», — добавил он.

Стоимость лечения — 2000 рублей в сутки, куда входит проживание в стационаре, питание, снятие абстиненции и по необходимости медикаментозное вмешательство, но основной вид деятельности — это психотерапия.  Продолжительность курса от 1,5 до 3 месяцев.

Пытки и издевательства вместо лечения: в Татарстане прокуратура нашла десятки нарушений в частных реабилитационных центрах для наркозависимых

В самой клинике утверждают, что с прокуратурой у них проблем никаких не возникло и были выявлены лишь мелкие замечания, а проверки — дело привычное, они проходят почти каждый месяц по плану каждого надзорного ведомства — пожарной инспекции, Росздравнадзора, Роспотребнадзора, УФСКН, объясняет главный врач «Инсайта» Рустам Мирзин.

«Претензии возникли, например, к непромаркированной где-то висящей тряпке, но я не думаю, что это важные для реабилитации моменты», — считает он.

Куда тогда обращаться родственникам наркоманов — в государственный наркологический диспансер или в частные клиники? В первом случае пациент получает медицинскую помощь и за ним наблюдают профессиональные врачи-наркологи, но по закону его ставят на спецучет, который перечеркивает социальное благо — с такой отметкой он не устроится на хорошую работу, не получит права и еще много «не». Поэтому частных центров с сомнительной репутацией, где нет медиков и не оказывают лечение, но зато содержат анонимно, становится все больше.

«Они занимают условно законную нишу, родители бывают готовы на все, —объясняет заместитель главного врача Республиканского наркологического диспансера РТ Степан Криницкий. — Это просто места для изоляции пациентов, они не имеют никакого отношения к медицине. Но лечение без этого невозможно, может быть родственникам оно и не нужно, а хотят, чтобы просто подержали взаперти».

Необходима общеправовая база, где будет прописан регламент работы реабилитационных центров, говорит Дескубес.

В подготовке материала принимал участие Руслан Садыков

Видео предоставлено Алексеем Курманаевским 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: