Выплаты отпускных учителям в этом году станут испытанием для казны Татарстана. Бюджет уже недобирает 13 млрд рублей налогов

Депутаты Госсовета попросили замминистра финансов доложить о положении дел в республике. Ничего хорошего в ближайшие месяцы минфин не обещает
Депутаты Госсовета попросили замминистра финансов доложить о положении дел в
республике. Ничего хорошего в ближайшие месяцы минфин не обещает

Ильнур Ярхамов, Дмитрий Ахмеров — Казань

Татарстан в первом квартале 2016 года недобирает по всем видам налогов 13 млрд рублей по сравнению с 2015 годом. Под угрозой могут оказаться выплаты отпускных учителям в следующие три месяца. Эти вопросы обсуждали вчера на заседании комитета Госсовета по бюджету, налогам и финансам.

Перед депутатами пришлось отчитываться заместителю министра финансов РТ Алексею Шишкину. В целом результаты работы ведомства за 2015 год мало кого интересовали.

За первые два месяца этого года дефицит бюджета Татарстана составил 2,2 млрд, против 339 млн рублей годом ранее, следует из отчета об исполнении бюджета.  Республика увеличила расходы на 4 млрд рублей. По сравнению с тем же периодом прошлого года, они  выросли с 16,1 млрд рублей до 20,2 млрд рублей, тогда как доходы сокращаются. Поступления из федерального бюджета сократились  с 3,1 млрд рублей до 1,5 млрд рублей

Поэтому председатель комитета Леонид Якунин попросил сравнить финансовое положение дел республики прошлого года с началом нынешнего. Депутата интересовало, какие конкретно меры предпринимает минфин для экономии средств.
Выплаты отпускных учителям в этом году станут испытанием для казны Татарстана. Бюджет уже недобирает 13 млрд рублей налогов
На 20% отстаёт сбор налога на прибыль, в целом по всем налогам недобор 6%, сетовал Шишкин. Во-вторых, второй квартал 2016 года не будет легче первого, заявил чиновник — бюджет должен выдержать выплаты учителям.

«Предстоит выплачивать отпускные учителям, то есть понадобятся двойные квартальные расходы, когда сумма разово потребуется достаточно значительная», — заявил Шишкин. Также республике необходимо будет вернуть 2,2 млрд рублей по госдолгу Татарстана.

Расходы бюджета в прошлом году составили 211 млрд рублей. Наибольший вес в расходной части составляет социально-культурная сфера — 52%, образование — 20,6%, здравоохранение — 15%, социальная политика — 11%.

Для бюджета Татарстана 13 млрд рублей существенная сумма — это примерно 7-8% доходной части, говорит директор по развитию бизнеса QBF Маргарита Горшенева. По ее словам, по итогам года потери бюджета будут в пределах 10% его доходной части, но многое будет зависеть от динамики курса рубля, который пока демонстрирует уверенное укрепление.

По закону о бюджете на этот год  республика должна получить 160 млрд рублей доходов, расходы составят 166, 4 млрд рублей, дефицит — 5,8 млрд рублей. Государственный долг Татарстана на 1 апреля — 91,3 млрд рублей

Шишкин назвал три направления экономии средств. Во-первых, в каждом министерстве, ведомстве или отрасли уже прошёл секвестр по указам президента РФ Владимира Путина. В тоже время замминистра намекнул, что в этом направлении не все еще нормативы достигнуты, поэтому экономить есть куда.
Выплаты отпускных учителям в этом году станут испытанием для казны Татарстана. Бюджет уже недобирает 13 млрд рублей налогов

Во-вторых, минфин, можно сказать, «урезал» расходы социально-культурных учреждений. Пересмотрены расходы на проведение «каких-то торжественных мероприятий и содержание транспорта».

Третье направление напрямую касается коллег Шишкина — жёсткая оптимизация расходов затронет госуправление. «Повышение зарплаты в 2015 году работникам управления не проводилось, в 2016 году такое мероприятие не намечается», — констатировал Шишкин.

Татарстан больше половины доходов отдает в федеральный бюджет: за прошлый год перечислено 243,6 млрд рублей или 56,2% от общих поступлений, говорил  в интервью ГТРК «Татарстан» руководитель управления Федеральной налоговой службы по Татарстану  Марат  Сафиуллин

Депутаты попросили его в срочном порядке обратить внимание на положение дел с малым и средним бизнесом. Со словами в духе «хватить болтать, переходите к делу» к Шишкину обратился депутат и председатель совета директоров Казанского жирового комбината Дмитрий Самаренкин.

«Сегодня мы видим, что малый и средний бизнес в республике потихонечку скукоживается. Если мы делать ничего не будем, то в ближайшие два-три года практически никого не останется», — заявил народный избранник. Самеренкин попросил освободить бизнесменов от единого социального налога.

«Сегодня мы имеем данные о том, что за 5 лет количество индивидуальных предпринимателей у нас сократилось на 25% — со 116 000 до 88 000», — поддержал коллегу генеральный директор «КАМАЗ-Марко» Роман Мугерман.
Выплаты отпускных учителям в этом году станут испытанием для казны Татарстана. Бюджет уже недобирает 13 млрд рублей налогов

Здесь председатель комитета Якунин, видимо, решил убавить пыл парламентариев, напомнив, что в Набережных Челнах по госпрограмме ТОР (территория опережающего развития) скоро откроются широкие возможности для бизнеса. Депутаты почти хором парировали, что в этом случае частному бизнесу необходим первоначальный взнос в 5 млн рублей. Денег у предпринимателей сейчас мало.

Шишкин решил успокоить депутатов, пообещав, что на ближайшей сессии Госсовета, которая пройдёт 21 апреля, они услышат от премьер-министра РТ Ильдара Халикова «определенные предложения по решению вопроса [c малым и средним бизнесом]».   

Главная задача региональных властей на этот год — сокращение неэффективных программ, расходов на госуправление и чиновников, поиск драйверов роста, говорит экс-министр сельского хозяйства России Елена Скрынник.
Выплаты отпускных учителям в этом году станут испытанием для казны Татарстана. Бюджет уже недобирает 13 млрд рублей налоговПо ее словам, основные  риски, с которыми могут столкнуться региональные власти — это наполняемость бюджета и, соответственно, возможность в полном объеме выполнить социальные обязательства.

Скрынник считает, что  самым сложным с этой точки зрения будет даже не этот год, а следующий, когда при неблагоприятном сценарии развития мировой экономики, у государства могут закончиться резервы, в том числе и на поддержку регионов.

«Вряд ли можно говорить, что у регионов Поволжья есть абсолютная экономическая устойчивость, позволяющая комфортно чувствовать себя в кризис: наиболее крупные промышленные производства ориентированы на внутренний спрос, экспортеров не так много, потребительская активность населения, как и в целом по России снижается, поэтому  потенциальные проблемы с выполнением социальных обязательств, к сожалению, не исключены», — продолжает она.

По ее словам, федеральные власти ждут от чиновников на местах максимального сокращения издержек при полном контроле уровня социальной напряженности, а на серьезную поддержку за счет федерального бюджета вряд ли можно рассчитывать.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *