Вся Казань сидит на кальянах, и никому нет до этого дела

У многих диагностирован туберкулёз. Это совпадает с широкой популярностью кальяна
У многих диагностирован туберкулёз. Это совпадает с широкой популярностью
кальяна

Алексей Тюрин — Казань

«Напишите об этом статью. Это опасная проблема, люди должны ее обсуждать», — говорит  мой собеседник, выпуская изо рта густое облако дыма. Он думает несколько секунд, формулирует мысль, а затем выдает: «Вся Казань сидит на кальянах, и никому нет до этого дела…»

Мы встретились в кафе. Он просит не называть своего имени. Это стандартная просьба к журналистам от многих собеседников, но в нашем случае она вполне оправданна. Ему стыдно, он хочет поговорить о проблеме, но не желает, чтобы узнали его.

Дело в том, что мой собеседник сильно зависим от кальяна. Он курит его несколько раз в день: утром, в обед, вечером. Попытки бросить не увенчались успехом: один раз вытерпел неделю и начал снова.

Многие пристрастившиеся даже бросают курить обычные сигареты и переходят только на кальяны. Недавно мой знакомый признался, что в день тратит на них, сколько раньше в месяц на обычные сигареты.

Другой знакомый за полтора года истратил на кальяны 600 000 рублей. Ценный клиент даже получил эксклюзивную клубную карту в одно из заведений, где у него максимальная скидка — 20%.


Вся Казань сидит на кальянах, и никому нет до этого дела
«Просыпаешься утром, ждешь 10 часов, когда начинают работать кальяны и летишь туда. Тебя трясет, не можешь дождаться», — рассказывает мой знакомый.

Сколько в Казани заведений общепита, где можно покурить кальян точно установить трудно. Ясно одно — их сотни. Простой поиск в Яндексе по запросу «кальян Казань»  выдает на-гора несколько десятков сайтов-справочников, в которых длинные списки адресов. Кажется, не осталось в городе заведений, где нельзя заказать кальян.

Есть места, где продают только их. Предприимчивые бизнесмены давно поняли, что значительная часть посетителей ходит за одним — покурить, им не нужна кухня.  Кальян сам по себе не дешевая вещь, потому клиенты экономят на еде, особенно молодежь. Максимум заказывают в чай и сидят, дымят по несколько часов.

У кальяна очень низкая себестоимость, максимум 150 рублей.  А продают его за 500-800 рублей (накрутка в три-пять раз). Высокая маржинальность позволяет иметь хорошую прибыль и без кухни

С другой стороны такие заведения избавили себя от проверок: с недавних пор в общепите нельзя курить табак. Но если у тебя нет кухни, то запрет не действует. Впрочем, он не такой жесткий, как может показаться.

«Мы просто так не можем проверять [заведения общепита], нам для этого нужны веские основания», — говорит заместитель начальника отдела информации и общественных связей МВД по РТ Ленар Давлетшин.

По его словам, Роспотребнадзор в праве проводить плановые проверки, им оснований не нужно, а для МВД — нужно и в виде заявлений или жалоб граждан.

Но такие заявления от граждан редкие, продолжает представитель МВД. Люди больше всего обращались два года тому назад, когда закон о запрете табакокурении в общепитах был только-только введён. Невозможными проверки делает также «путинский закон №224», чтобы «не кошмарить» бизнес, говорит Давлетшин.

«Кальяны, если они бестабачные, то в рамках закона, — объясняет представитель Роспотребнадзора по РТ.

Мы обзвонили десятки заведений и спросили, подают ли они никотиновые смеси в кальянах. Естественно все ответили, что не продают. Но проверить это трудно. В некоторых местах даже не употребляют слово кальян — говорят, что них только приборы с ароматным паром.

Общепит научился легко обходить законодательные барьеры. В некоторых местах, например, введена система клубных карт. Постоянным клиентам с картой (или тем, кого хорошо знают) могут дать кальян с табаком.

Табачные кальяны могут продавать вечером — рабочий день у проверяющих кончился, можно не волноваться.

К тому же, чтобы установить какая смесь продается — безникотиновая или никотиновая — нужна экспертиза. Существуют специальные приборы, в большинстве же случаев это можно сделать только в лаборатории.

Вся Казань сидит на кальянах, и никому нет до этого дела
Как результат в прошлом году Роспотребнадзор рассмотрел только 16 (!) жалоб на курение кальяна и продажу табака для них. Четыре жалобы на один и тот же объект, — добавляет представитель ведомства. Это кальянный зал в нижнекамском торговом центре «Ихлас».

Для индивидуальных предпринимателей размер штрафа составляет 30 000–40 000 рублей, для юрлиц — 60 000 – 90 000 

В федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков (ныне она упразднена) тоже не получали жалоб на кальянные и не проверяли их.

Но кальяны курят не только в заведениях. Летом это становится повальным увлечением. Одно время курильщики собирались на площадке перед Дворцом бракосочетаний. В основном молодежь 18-20-25 лет — приезжают, разжигают угли и сидят на багажниках своих авто — курят.  Их выгнали оттуда по распоряжению мэра Ильсура Метшина. Но они перебрались на соседнюю набережную, что у парка «Кырлай».

«Кальянокурение вредно безусловно. То, что предлагается при курении в кальяне, не имеет полной раскладки по составу», — рассказывает заместитель главного врача Республиканского наркологического диспансера РТ Степан Криницкий. По его словам, люди вдыхают угарный газ, содержащийся в углях для розжига кальяна.
Человек прикасается губами и поглощает воздух из предмета, который не подвергается санитарной очистке.

Криницкий видит очевидную связь между случаями заболевания туберкулёзом и курением. У многих диагностирован туберкулёз и это совпадает с широкой популярностью кальяна, продолжает он.

Согласно статистике республиканского клинического противотуберкулёзного диспансера, с прошлого года наблюдается всплеск заболеваний среди подростков на 31,1%: сейчас на 100 000 населения приходится 16 заболевших. Это данные за девять месяцев 2015 года. Для сравнения — за 9 месяцев 2011 года было только 9 заболевших туберкулезом на 100 000 населения.

Даже если предположить, что общепит соблюдает закон (хотя никто это не проверяет) и не продает  никотиновые смеси, остается другая проблема. Высокая  зависимость молодежи, рост болезней и почти законодательное разрешение на отравление угарными газами, которые выделяются при курении любого бестабачного кальяна.

Само определение, курите, всё, что без табака, показывает странную логику законодателя: «курите всё то, что не запрещено».

Comment section

Добавить комментарий

Войти: