Проект «the Театр» представил в Казани спектакль «Девичий источник»

В «Углу» проходят гастроли уфимского театра

Ольга Гоголадзе — Казань

Если режиссёр или пиарщики говорят про спектакль: «Он заставляет задуматься» или «Он будет понятен не всем», то в подавляющем большинстве случаев можете быть уверены: придумывать смысл вам придётся самостоятельно. Я бы даже сказала, притягивать его за уши, чтобы хоть как-то оправдать потраченное время.

К счастью, все аргументы про новые театральные формы и особое видение творца рассыпаются в прах, стоит увидеть нечто по-настоящему талантливое. Такое, как спектакль «Девичий источник» проекта «the Театр» из Уфы. Его актрисы не заставляют задуматься. Они без предупреждения врываются прямиком в подсознание, минуя этап осмысления и формирования логических цепочек. Они раздирают грудную клетку и начинают переключать какие-то рычаги в сердце, принуждая по щелчку то смеяться, то плакать, а потом снова смеяться и снова плакать, пока этот нехитрый механизм не развалится ко всем чертям.
Проект «the Театр» представил в Казани спектакль «Девичий источник»

***

Эту историю, основанную на пьесе Олега Богаева «Марьино поле», хочется назвать предельно русской. Её стоит изучать тем, кто бьётся над феноменом нашей загадочной души, потому что образы главных героинь — трёх столетних старух — выведены с поразительной точностью. Их речь, манера строить предложения, характеры, мироощущение, мифологическое сознание, сочетание житейской мудрости и бытовой дурости переданы настолько ярко, что воображение мгновенно дорисовывает декорации. Ведь на сцене только три скамейки, тазик и патефон. Но можно поклясться, что ты видишь и заброшенную деревню, и ушедшую под воду железнодорожную станцию, и реку, и низенькую баню в лесу, и ржавый колодец.

Всего лишь пара фраз — и ты уже чувствуешь всю безысходность, с которой смирились три дряхлые подружки Серафима (Рима Харисова), Прасковья (Мария Бирюковя) и Марья (Инна Швецова). На километры вокруг ни одной живой души — ту, что умрёт последней, хоронить будет некому. Но вместо того, чтобы поступить адекватно ситуации и сойти с ума, эти «дявчата» умудряются острить и беспрестанно подкалывать друг друга. 
Проект «the Театр» представил в Казани спектакль «Девичий источник»

«Уговорила ты меня. Дарю тебе гроб. Себе припасла, а тебе отдаю с барского плеча. Лежи на здоровье. Крышки, правда, нет, в прошлом году на дрова пустила…»

Смерть для них стала такой же частью жизни, как куры и любимая корова Маша (Альбина Файзуллина). 

Кстати, эта корова — настоящая режиссёрская находка. Тоненькая девочка одним только выражением лица и редким, я бы даже сказала интеллигентным мычанием создаёт иллюзию, что по сцене ходит добродушная рогатая живность. Нужный образ искали едва ли не дольше всех, а в первоначальных версиях спектакля её играла довольно крупная женщина. Но идеальным вариантом стала именно невесомая Альбина. Трогательное, наивное создание, в исполнении которой выражение «коровий взгляд» становится чуть ли не комплиментом. 
Проект «the Театр» представил в Казани спектакль «Девичий источник»

В остальных актрис, похоже, вселяются духи деревенских старух. Потому что я не знаю, как такое можно сыграть — хоть раз да выдашь свою привычную речь вместо характерного нижегородского говора. Но нет, только не в этом театре. Как они ходят, как ворчат, как морщатся после глотка ядрёного самогона — посади рядом настоящую бабку и попробуй найти 10 отличий.

Поэтому их словам сразу веришь. Раз внезапно воскресшая из мёртвых Маша утверждает, что накануне явился к ней убитый муж — живой и невредимый — значит, так оно и было.
Проект «the Театр» представил в Казани спектакль «Девичий источник»

«Говорит мне мой Иван: «Вся деревня думала, что мы на фронтах погибли?! Ан нет! Мы смерть облапошили! Все мы живые, все как есть до единого! И вернемся, — говорит, — на литерных поездах. Все в орденах, при параде! И заново все наладим, отстроим и лучше прежнего заживем! А сейчас, — говорит, — отправляйтесь на станцию встречать нас. Мы вернемся к маю, вровень к кануну победы»

И здесь ты снова, не головой — каждой клеточкой понимаешь, почему эти старухи доживают вот так, в нищете и в разрухе. Их мужей, отцов, братьев — всех до единого забрали и убили. От них остались только старые фотокарточки — как и у многих из наших прабабушек остались лишь пара снимков да похоронка вместо самых родных. А последствия этого мы расхлёбываем до сих пор, хотя прошло уже 70 лет и скоро не останется даже детей войны, не то, что ветеранов. Цвет нации, самых лучших мужчин пустили в расход из-за психованного немца и кровожадного грузина. 

Недаром именно в таких образах появляются в спектакле «тёмные силы», чтобы снова, спустя 70 лет после победы, помешать бабушкам встретить с фронта своих мужей.
Проект «the Театр» представил в Казани спектакль «Девичий источник»
Но не тут-то было. Как образцово-показательные женщины русских селений, они и из запертой горящей избы сумеют выйти, и доехать до станции на корове, и заболтать саму смерть. Ни леший, ни дьявол им не страшны, зато перед встречей с любимыми они волнуются похлеще молоденьких. Вдруг мужья успели завести себе других старух? Считается ли мужем тот, с кем официально не успели расписаться? Важна ли им внешность? Если важна, то не стоит ли поискать источник вечной юности? Конечно, стоит, что за глупые вопросы. А то не успеешь помереть, как он тут же на молоденькой женится.

Этого момента нет в тексте Богаева, но он, определённо, один из ключевых в спектакле. Три старухи у родника с живой водой. Срыв всех покровов. Пронзительная, будоражащая народная песня, которую в живую исполняют актрисы. Те, что на протяжении всей пьесы безмолвными тенями кружили вокруг старушек, как символ: тела постарели, но только не души. Когда предел, когда не остаётся слов, корова первой начинает петь. И, как в любой русской сказке, происходит чудо. Она снимает с себя всё, остаётся полностью обнажённой и ныряет в «девичий источник». А Марья снова становится молодой, чтобы ещё сто лет ждать Ивана с войны. Как ждала много веков и будет ждать вечно. Здесь даже не транс, а настоящий катарсис. 
Проект «the Театр» представил в Казани спектакль «Девичий источник»

Бесполезно пересказывать сюжет, рассуждать о философии борьбы любви и смерти, расписывать весь символизм пьесы. Словами при всём желании не получится передать ту мистическую атмосферу, в которую ты против своей воли погружаешься с головой. Как режиссёру Руслану Абрарову удалось этого добиться, я не знаю. Иначе, как волшебством это назвать нельзя. 

«Мы долго репетировали, и все три года постоянно меняли структуру спектакля, искали идеальное решение. И, наконец, всё совпало: драматургия, актрисы и музыка сложились в единую картину»  

***

Вообще, в любом театре я не могу отделаться от мысли: «Что заставляет этих людей наряжаться в странные костюмы и говорить чужие фразы? Зачем им это?». Очень часто приходится уговаривать себя, что театр — это условное искусство, поэтому нормально, когда актёры орут в зал или чрезмерно кривляются. Чем лучше постановка и талантливее игра, тем быстрее эти мысли вытесняются приятными впечатлениями. Иногда об этом почти сразу забываешь и просто наслаждаешься спектаклем. Ещё реже артисты бывают на сцене столь искренни, что даже страшно. Проект «the Театр» перешагнул и этот барьер. Они не на словах, а на деле стирают границы между актёром и зрителем. Вопрос: «Зачем?» не просто снимается. Ты получаешь на него ответ. 

Понравился материал? Поделись в соцсетях
2 КОММЕНТАРИЯ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
виталий
Молодцы! не играют а вживаются так в роль что веришь всему что происходит на сцене. Просто и гениально!
0
0
Ответить

Марфуша
Потрясающая игра актрис, потрясающий спектакль, замечательный режиссер! Песни подобраны идеально, я действительно верила во все происходящее. Спасибо, и посмеялась, и поплакала. Приезжаете еще!!!!
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite