Социологические опросы. Как нами пытаются манипулировать

Когда социологи спрашивают людей о тех или иных проблемах в обществе, что мы измеряем — общественное мнение или эффективность воздействия СМИ на массовое сознание

Ольга Сорина — Казань

На ряде сайтов, как правило, оппозиционных, распространяются материалы со ссылкой на социологические исследования «Левада-центра». Содержание статей, если коротко — россияне боятся высказываться по поводу текущих дел в стране. Об этом свидетельствует исследование «Левады».

Но, как видно из данных соцопроса, опубликованных на официальном сайте «Левада-центра, в ответах большинства респондентов не прослеживается панических настроений.

Доля полностью и скорее согласных с утверждением «Большинство россиян неохотно высказывают свои взгляды во время опросов» в 2015 году была даже меньше, чем в 2012-м (соответственно 49% и 56%).

Доля несогласных соответственно увеличилась с 30% до 34%.

Сама формулировка вопроса «Вы согласны или не согласны с мнением, что большинство россиян неохотно высказывают свои взгляды во время опросов?» предполагает некоторый экспертный характер ответов и специальную подготовку в деле соцопросов, далёкую от их повседневной жизни. То есть россиянам предлагают домысливать за других людей то, что они думают по этому поводу.

Декан факультета промышленной политики и бизнес-администрирования КНИТУ (КХТИ) Андрей Тузиков также видит в этом вопросе «элемент подсказки, наводящий на определённую мысль у респондента».

«Сегодня публикация социологических исследований выполняет идеологическую функцию и функцию манипуляции общественным мнением», — считает он. По его словам, общество сегодня «высокомедиатизированное» — это значит высокую степень насыщения, скорость распространения и тиражирования информации.

Он отмечает, что многие проблемы, витающие в обществе, складываются под влиянием СМИ: «Когда социологи спрашивают людей о тех или иных проблемах в обществе, тогда что мы измеряем — общественное мнение или эффективность воздействия СМИ на массовое сознание?».

По словам Тузикова, влияние СМИ на общественное мнение увеличивается по мере того, как предмет вопроса удаляется от повседневного опыта респондента. Таким образом, высока вероятность, что данными исследований можно манипулировать.

А вот на прямой вопрос «Можете ли вы сказать, что опасаетесь выражать свое мнение по поводу текущих дел в стране в социологических опросах», заданный в том же исследовании, респонденты дали вполне показательные ответы. Полностью согласны с утверждением только 6% опрошенных, скорее согласны 20%. Как сами понимаете, разница между 49% и 26% очень существенная. 

Более того, на страницах известного ресурса «Медуза» со ссылкой на материал «Коммерсанта» (в котором, кстати, об этом говорится немного не так) акценты еще более смещены. В негативную сторону, конечно.

Фраза «Более половины из участников опроса, ответивших таким образом (что люди неохотно высказывают свои взгляды во время опросов), считают, что россияне боятся последствий для себя» — сильно не соответствует данным исследований «Левада-центра».

Не соответствует по двум причинам. Во-первых, доля 56% — не от числа всех опрошенных, а только от тех 49% опрошенных, кто согласился с тем, что «большинство россиян неохотно высказывают свои взгляды во время опросов».

От общей выборки это должно составлять около 27%. Но есть и другая причина. Как видно из приведенной с сайта «Левады» таблицы, вопрос предполагал возможность выбора нескольких вариантов ответов. То есть в таблице приведено не распределение долей респондентов, а распределение долей высказанных ими мнений, количество которых превышает число респондентов. Соответственно сумма распределения мнений больше, чем 100%.

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ПОЧЕМУ РОССИЯНЕ НЕОХОТНО ВЫСКАЗЫВАЮТ СВОИ ВЗГЛЯДЫ ВО ВРЕМЯ ОПРОСОВ? (в %% от числа тех респондентов, кто считает, что россияне неохотно высказывают свои взгляды во время опросов; несколько вариантов ответа)

 

дек.15

Потому что опасаются негативных последствий для себя

56

Потому что правда им самим неприятна

20

Потому что опасаются неодобрения человека, который его спрашивает

9

Другое

11

Затруднились ответить

10

Это говорит том, что ряд СМИ, преследуя свои интересы, пытается манипулировать мнением читателей, при этом ссылаясь на «экспертов», которые зачастую вместо нормальных развернутых объяснений того, что означают полученные в результате исследований данные, еще более нагнетают страсти.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
2 КОММЕНТАРИЯ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Татьяна
Ай, хорошо подлизнул.
0
0
Ответить

Социолог, в отличие от Тузикова
Вообще-то, общественное мнение не бывает в отрыве от окружающих источников информации. И не важно, кто его формирует — бабушка, сидящая у подъезда, коллеги на работе или же СМИ. Так что постановка вопроса о том, что замеряют социологи — общественное мнение или же эффективность воздействия СМИ на массовое сознание — неправомерна. Если есть доверие к СМИ, то будут прислушиваться к ним, если нет к ним доверия, общественное мнение будет формироваться под влиянием других источников, например, слухов. С этой точки зрения общественное мнение существует объективно и не важно, под влиянием чего оно находится. Другое дело, можно поставить вопрос, насколько объективно общественное мнение в оценке ситуации, если конечно же мы сможем определиться с критериями объективности.
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite