«Дон Жуан» в Качаловском: как прошёл дебют прославленного петербургского режиссёра Григория Дитятковского на казанской сцене

Кропотливая работа с подлинным текстом Мольера и три месяца репетиций по 11 часов в день вылились в долгожданную премьеру

Ольга Гоголадзе — Казань

Александр Славутский на время отдал бразды правления своим театром режиссёру из Петербурга Григорию Дитятковскому. Кропотливая работа с подлинным текстом Мольера и три месяца репетиций по 11 часов в день вылились в долгожданную премьеру «Дон Жуана». И обернулись для Ильи Славутского потерей 15 килограммов веса. Что, конечно, только поспособствовало созданию образа совратителя всех времён и народов.

Нельзя сказать, что стиль питерского режиссёра кардинально отличается от того, что мы привыкли видеть на сцене Качаловского театра. Манера во многом похожа, и вряд ли артистам приходилось ломать себя, подстраиваясь под новые требования. Но чужая рука в постановке, определённо, чувствовалась. Всё было чересчур.
«Дон Жуан» в Качаловском: как прошёл дебют прославленного петербургского режиссёра Григория Дитятковского на казанской сцене
Только в первом акте гротеска столько, что хватило бы на десять-двенадцать спектаклей. Недаром Александр Патраков создал предельно лаконичные декорации, нейтрализующие общий градус. Ирина Цветкова, в свою очередь, не стала привлекать лишнее внимание к костюмам: строгий серый с минимальными вкраплениями красного. Актёрская игра и без того была перенасыщенной.

Эльвира (Славяна Кощеева) получилась настолько истеричной, что хотелось крикнуть Дон Жуану: «Беги, Форрест, беги!». Что он и сделал. Ведь даже слушать её монолог тяжело: все фразы на одной дребезжащей ноте, почти без интонаций — сплошной надрыв. Никто в здравом уме на такой бы не женился, не говоря уж о сексоголике, количество женщин которого исчисляется тысячами. Более того, когда во втором акте Эльвира появляется в образе монахини, стиль её общения не меняется.
«Дон Жуан» в Качаловском: как прошёл дебют прославленного петербургского режиссёра Григория Дитятковского на казанской сцене Почему режиссёр сделал такой ход? Показать, что маски не меняют сути человека?  В таком случае, стремление Дон Жуана притвориться кающимся грешником кажется не коварным ходом, а логичным решением. Чего стоит религия, если она служит лишь прикрытием пороков? Но тогда и причитания Сганареля (Марат Голубев) о святотатстве выглядят необоснованными. Если Эльвира ушла в монастырь, чтобы замести следы своего распутства,  почему Дон Жуану нельзя грешить под защитой церковной сутаны?

Сам Сганарель тоже не вызывает симпатии. Он обвиняет хозяина во всех бедах этого мира, но продолжает ему служить. Призывает его к раскаянию, но помогает во всех аферах. Сочувствует брошенным женщинам, а сам мечтает о таком же внушительном списке. Хотя, жалеть надо Дон Жуана: две с лишним тысячи имён, и это во времена, когда в Европе буйствовал сифилис. Ещё пара лет, и не видать герою-любовнику своего носа. Но Сганарель даже этого не понимает. Вот и мечется, как Гриша Мелехов в проруби, между католической моралью и завистью к внутренней свободе хозяина.
«Дон Жуан» в Качаловском: как прошёл дебют прославленного петербургского режиссёра Григория Дитятковского на казанской сцене
Даже в финальном монологе он сокрушается о своём жалованье, которого лишился навсегда. После чего затягивает старую песню о том, что Дон Жуан слишком любил всех женщин, и потому не мог быть верным одной. В оригинальном тексте этого нет. По версии Мольера эмоции слуги однобоки и понятны. И снова вопрос к режиссёру: зачем придавать глубину столь недалёкому персонажу? Ведь в исполнении Голубева одноклеточный Сганарель стал многогранным, составив прекрасный дуэт главному герою. Хотелось показать малодушие тех, кого мы привыкли считать «порядочными людьми»?

Но максимум гротеска выпало на долю крестьян. Алёна Козлова, Елена Казанская и Алексей Захаров играли в манере, которую обычно показывают в голливудских фильмах о Людовике XIV. Момент, когда тонко чувствующий оскароносный актёр в роли Мольера приходит на репетицию своей пьесы, а там разрисованные тётки нарочито-театрально изображают своих персонажей. И в кадре мы отчётливо видим контраст между трепетной душой писателя и суровой действительностью, в которой ему приходится жить. Примерно так же смотрелся  Дон Жуан на фоне Шарлотты, Пьеро и Матюрины.
«Дон Жуан» в Качаловском: как прошёл дебют прославленного петербургского режиссёра Григория Дитятковского на казанской сцене
Своего пика переигрывание достигло в драке с эффектом slow motion. Даже в двух. Почти подряд. И снова вопрос: для чего? Чтобы максимально соответствовать духу пьесы? Возможно, в 17 веке сатиру преподносили именно так. Дон Жуан, опять же, не кажется злым гением на фоне невоспитанных хабалок. Обдурить дурака — забава, а не преступление.

Второй акт спектакля привносит в повествование совершенно другие оттенки. Он тоньше, изящнее, выдержаннее. Здесь появляются приятные персонажи — братья Эльвиры (Илья Петров и Александр Малинин). Пожалуй, они единственные искренние герои во всей пьесе. Один — в своей жажде кровавой расправы над Дон Жуаном. Второй — в желании решить вопрос мирно. Дон Карлос понимает, насколько глупо убивать человека из-за разового приключения. Его самого тяготят законы чести. Но он, в отличие от главного героя, не может через них переступить. Поэтому ему не победить Дон Жуана, который давно живёт, как хочет. Ни на кого не оглядываясь.
«Дон Жуан» в Качаловском: как прошёл дебют прославленного петербургского режиссёра Григория Дитятковского на казанской сцене
Славутский в этой роли смотрелся прекрасно. Видно было, как он смакует каждый момент, а в сцене с г-ном Диманшем (Илья Скрябин) и вовсе отжигает. На спектакль стоило прийти хотя бы ради румяного Дон Жуана, который домогается до торговца, шлёпая его по попе и поглаживая по коленке. Интересно, а с коллекторами такое сработает? Просрочил кредит — притворился «праааативным». Авось, испугаются за свою честь и убегут, как г-н Диманш.

Лично мне Дон Жуан Дитятковского напомнил доктора Хауса. Смотрите сами: он гений, невыносим, чертовски обаятелен, игнорирует правила, идеальный манипулятор, каждого видит насквозь и всегда добивается своего. Он не боится ни бога, ни чёрта, потому что не верит в них. Его не пугает и ожившая статуя Командора, которая в мраморных тисках тащит его в преисподнюю. Наверняка он и оттуда найдёт выход. По крайней мере, Дон Жуан проваливается под землю с невозмутимым спокойствием.

Внезапно тот, чьё имя давно стало синонимом слова «развратник»,  предстаёт героем нашего времени. Его можно поставить в один ряд с Шерлоком Холмсом и Фрэнком Андервудом. Сейчас не в моде лермонтовские Печорины, которые с пубертатным пылом обличают пороки общества. В тренде парни настолько крутые, что могут обернуть общепринятую мораль против тех, кто её придумал.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite